Закон о такси, который вступил в силу 1 сентября, наделал много шума: изменились требования к водителям, подросли цены, общественники опубликовали петицию против. Мы уже обсуждали этот закон с руководителем такси «Максим» Максимом Шушариным, и его точка зрения состоит в том, что закон недоработан и его в том виде, в каком он есть сейчас, принимать не следовало. Зачем все-таки его приняли, поговорили с заместителем начальника транспорта краевого Минстроя Дмитрием Устюговым.
Все новости о новом законе мы собираем в сюжете.
Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 1 сентября.
— Для чего вообще был принят этот закон? Какие цели преследовал законодатель?
— Закон принят не просто так, а на основании аналитической работы Министерства транспорта Российской Федерации, которая была основана на том, что в настоящее время большая часть людей использует приложение в сотовых телефонах для заказа такси, потом второй по процентовке, по-моему, заказ просто по телефону, но там совсем маленький процент — около 15. И одно за другим тянется: приложение в телефоне, а приложение — это агрегаторы, в агрегаторах у нас участвуют по большей части самозанятые и люди, для которых это подработка. Предыдущий 69-й закон (предыдущий федеральный закон «О такси». — Прим. ред.) не предусматривал выдачу разрешений для самозанятых людей, и в этом была проблема. Сейчас московские коллеги приняли решение, что необходима всё-таки актуализация этого закона и вообще принятие нового.
— Но законом вводятся и довольно сомнительные, мягко говоря, для водителей, в том числе самозанятых, нормы: это и ОСАГО в несколько раз дороже, и медосмотры, которые нет возможности проводить ежедневно, и техосмотры, и получение лицензии. Есть же понимание, что большинство водителей уйдет просто из сферы либо уйдут в тень?
— Да, это тоже сейчас самый актуальный вопрос по ОСАГО. Сейчас требования к ОСАГО как для обычного водителя. После 1 сентября необходимо уже ОСАГО именно для перевозчика, там цены варьируются: если у вас опыт вождения большой и за спиной нет никаких дорожных транспортных происшествий, то примерно могу сказать, что около 20–30 тысяч будет стоить.
— Никто же не будет брать такое ОСАГО. Как решать проблему с такси? Потому что, судя по всему, будет просто коллапс.
— Да, я тоже с вами соглашусь про коллапс, но тут никуда не убежать от этого, придется Забайкальскому краю к этому привыкать и подстраиваться под эту всю систему, и, возможно, будут изменения в законе, никто этого не отменяет. Сейчас прецеденты уже некоторые существуют, в соседних субъектах в том числе. Возможно, будет еще доработка этого закона в сторону субъектов.
— А есть какие-то уже предложения, как доработать так, чтобы и пассажирам было комфортно, и водители не тратили бешеные деньги и нервы на то, чтобы работать в такси?
— Пока ничего по этому вопросу не смогу сказать. Мысли есть, конечно, на совещаниях всё озвучивают, но еще таких решений никто не принимал.
— Руководитель сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин сказал, что сейчас для обеспечения полного соблюдения этого закона нужно открывать в каждом городе таксопарки с тысячами машин. Мы не можем себе этого позволить. Не легче ли тогда упростить процедуру для самозанятых, для водителей, которые, допустим, по дороге на работу подбрасывают кого-то? Почему не было разработано именно это направление, а всё было приведено под одну гребенку, под таксопарки, грубо говоря?
— Я про это и говорю, что необходима доработка федерального закона на основании уже опыта субъектов. У нас главный субъект — это Москва, на основании этого города и был весь анализ проведен, и работа так же организована по разработке федерального закона. У них там есть таксопарки, которые также работают совместно с агрегаторами. У них это всё отлажено. У них есть даже такие системы, которые предусматривают слежение за времяпровождением водителя за рулем, то есть 580-й закон (новый закон о такси. — Прим. ред.) предусматривает даже то, что водителю нужно определять нормы часов за рулем, чтобы не было никакой переработки, иначе качество услуги у нас будет снижаться.
В настоящее время в Забайкальском крае такой системы точно нет, как я знаю. Это тоже можно отнести к тем затратам, которые повлияют на стоимость.
— Пассажирам не нравится, агрегаторам не нравятся, таксистам не нравится, властям не нравится. Зачем тогда нужен вообще этот закон, который никого не устраивает?
— Вы, конечно, так сказали, не нравится. Всё-таки необходимо иногда что-то поменять, чтобы прийти к качественной услуге.
— И к чему мы в итоге придем в идеальном мире, если отбросить всё вышесказанное?
— К самой открытой, доступной информации для пассажиров о том, кто его перевозит. 580-й закон предусматривает ведение трех реестров, в которых указаны данные о перевозчике, об автомобиле и о самом агрегаторе, который выдает эти заказы, всё это будет в открытом доступе в рамках закона, и пассажиры смогут всё это проверить.
— Не считаете ли вы это убийством отрасли в Забайкалье, в частности, где почти 100% водителей работает по принципу: подхватил, увез, поехал на работу?
— Убийство отрасли — слишком громко это всё звучит, потому что у нас уже в настоящее время за разрешениями пришли около 800 человек (только в августе было подано 450 заявлений, однако, по словам Максима Шушарина, Чите в час пик требуется более 4 тысяч машин. — Прим. ред.), они оформляют, подготавливаются к этому всему закону и хотят работать. Никуда эта отрасль не уйдет, потому что куда мы без такси, оно всегда востребовано. Тут только нужно опасаться того, что, возможно, будет повышение стоимости, но у нас же есть альтернативные способы передвижения.
— Общественный транспорт вы имеете в виду? На том же КСК маршрутку-то сложно дождаться и такси туда не всегда ездят. Ну то есть из 5 тысяч необходимых водителей в час пик, которые нам нужны, 800 пришли за разрешением. Мы можем говорить о том, что в сентябре цены поднимутся?
— Конечно, можно по этому поводу много рассуждать. Но мы надеемся, что постепенно мы эту цену всё-таки уроним, когда таксистов станет много.
— А может ли субъект на своем уровне для людей, которые получают официальную лицензию на перевозки, ввести какие-то преференции, может, какие-то скидки на ОСАГО, предоставлять им, допустим, бесплатный медосмотр? Что-то такое мы можем сделать для них?
— Ну это тоже у нас пища для размышлений. Но пока такого вопроса мы не рассматривали.
— Дайте какой-то прогноз, чего людям ждать, когда будут приняты какие-то изменения, насколько я знаю, заседание назначено на октябрь, как нам сказал Максим Шушарин (по его словам, депутаты Госдумы 12 октября могут ввести мораторий на новый закон о такси. — Прим. ред.). Как реагировать на меняющуюся обстановку?
— Во-первых, нужно отнестись с пониманием, у нас есть старшие коллеги, которые не просто так это всё задумали, и мы совместно сейчас ведем работу по актуализации всего, то есть рубанком мы сейчас этот закон пообработаем со всех сторон, и будет, возможно, всё у нас хорошо в отрасли такси.