На улицах Читы к концу 2023 года появились 42 так называемых умных светофора. Они стали частью новой интеллектуальной транспортной системы (ИТС) города, внедрять которую начали еще с 2022 года. Работа эта уже близка к завершению, но жители краевого центра вряд ли до конца понимают, чего им ждать от ИТС и как это будет работать на практике. Эти и другие вопросы мы адресовали начальнику одного из отделов Службы единого заказчика Забайкальского края Сергею Чаплыгину, который от лица заказчика непосредственно курирует этот проект.
ИТС в Чите стали создавать на деньги нацпроекта «Безопасные качественные дороги», решив модернизировать около 20% светофоров в городе. Новая начинка должна помочь менять режим работы светофора в зависимости от параметров транспортного потока. Работы разделили на несколько этапов. О том, какие сложности возникли у Службы единого заказчика Забайкальского края при заключении первого контракта, мы рассказывали в тексте на «Чита.Ру». Поиск подрядчика для нового этапа прошел уже без проблем, а в городскую ИТС добавили еще девять светофоров, в том числе четыре пешеходных.
Чтобы ехать по «зеленой волне»
— Сергей Львович, как скоро автолюбители Читы смогут почувствовать на себе эффект от внедрения интеллектуальной транспортной системы в масштабах всего города?
— Чтобы система заработала в полном объеме, она должна быть наполнена оборудованием, то есть тех же модернизированных светофорных объектов, по идее, должно быть больше. Например, у нас в городе идет реконструкция улицы Новобульварной, и там мы ИТС не ставили, потому что строительные работы еще не завершены. Значит, нам это направление нужно будет развивать в будущем. Или, к примеру, у нас получились определенные дыры на улице Бабушкина, то есть там кое-где стоят старые светофоры, которые работают по намертво зашитой фазе, не учитывая никакие часы пик. Но и новые появились. Соответственно, по Бабушкина мы эту линию пока не выровняли. Поэтому прямо сейчас заметить изменения будет сложно.
Вообще, мы хотели попробовать еще в ноябре-декабре 2023 года включить первый координированный план управления, он был разработан для улицы Богомягкова от Кастринской до Бабушкина. У нас там четыре новых светофора. Но из-за пришедших морозов мы не рискнули, перенесли на весну.
— Что это за план управления?
— Вручную выстраивается цепочка взаимодействия светофоров. Давайте представим, что вы едете по улице Красной Звезды вместе с потоком, который стартовал с Шилова и Новобульварной. Все перемещаются с разрешенной скоростью, обычно рассчитывается 50 километров в час. И вот цепь выстроена так, что, когда вы к следующему перекрестку подъезжаете, у вас загорается зеленый. То есть на каждом перекрестке уже не останавливаетесь, а просто по «зеленой волне» как бы уезжаете, например, в Смоленку или на КСК — куда нужно. По идее, эффект должен быть вот такой. В зависимости от времени суток и еще ряда факторов светофоры эти настраиваются по-разному.
— А у системы есть «глаза»? Она может сама подстраиваться под потоки транспорта?
— Вообще, можно сделать и так. Мы такой вариант обкатывали, он работает. Пробовали на перекрестке Бабушкина и Верхоленской. Конечно, не час пик выбирали, а часов 10 вечера. Как это работает? На каждом направлении, на каждом въезде на перекресток стоит детектор транспортного потока. По факту в нашем случае это видеокамера, бывает еще радарный детектор, они у нас тоже есть. Система достаточно далеко видит, что накопилась некая очередь, машин 10. Она это сообщает контроллеру, мол, по Бабушкина сейчас вот так, а контроллер на это реагирует и смотрит, что по Верхоленской машин нет, и сам включает по Бабушкина зеленый, а по Верхоленской — красный. Это было здорово видно вечером, когда по Верхоленской поток спадал. Ведь обычно машины на том перекрёстке ждут зелёный по 35–40 секунд. И здесь мы наблюдали картину, когда за счет детекторов время ожидания для водителей, двигающихся по Бабушкина, снижалось до 8–10 секунд, так как по Верхоленской потока не было.
Все наши умные светофоры, за исключением пешеходных, могут работать в таком режиме. Но если мы разом включим такую адаптивную систему на перекрестках в центре города, где у нас между светофорами очень короткие перегоны, то они рассинхронизируются. И той «зеленой волны», о которой я говорил, не будет. Поэтому, конечно, на таких коротких перегонах, как у нас, обычно такие цепочки не включают, а используют координированный план управления. Но физически включить можно хоть где.
Тут еще надо отметить, что детекторы транспортного потока, появившиеся в рамках внедрения ИТС на улицах Читы, стоят у нас уже полгода. Они за это время накопили определенную статистику. То есть знают, с какого направления, в какое время, в какой день недели машин едет больше, а когда меньше. Соответственно, пользуясь этой статистикой, мы понимаем, что в такой-то день недели, например в воскресенье, больше народу едет вот в этом направлении, а, например, в понедельник едут по-другому. Ну и, соответственно, в связи с этим и рассчитывается координированный план управления. Делают это люди. Готовых решений, чтобы это рассчитывалось автоматизировано на всей цепочке светофоров, я пока не видел.
«С подрядчиком нам повезло»
— Можно ли считать этот проект дорогостоящим? И платит ли за него сам регион?
— Вообще, если сравнить с другими регионами по затратам на аналогичные системы, то у нас они получились намного меньше. В частности, из-за того, что подрядная организация, которая выиграла конкурс, значительно снизила начальную стоимость контракта. То есть изначально мы располагали суммой 274 миллиона рублей на первый контракт по внедрению ИТС, но в итоге мы заключили его почти за 148 миллионов рублей. Подрядчиком выступило ООО «Техконсур», входящее в группу компаний госкорпорации «Росатом». Деньги на этот этап были полностью выделены из федерального бюджета по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».
Но нужно было подстраивать этот проект под специфику Читы, потому что первый контракт был заключен в жестких рамках методических рекомендаций по внедрению ИТС. И край нашел дополнительные средства на второй контракт. Его опять же забрало ООО «Техконсур» за 43 миллиона рублей. Там уже была модернизация этой системы и ее развитие, в том числе дополнительные светофоры. Но и не только. Например, среди прочего на эти деньги нам удалось расширить функционал подсистемы управления общественным транспортом, чтобы анализировать движение автобусов и троллейбусов в реальном времени. Причем не только в Чите, но и можно масштабировать на территорию региона, чтобы отслеживать междугородний транспорт. Но это отдельная тема для разговора.
Также в рамках этой суммы нам установили так называемые модули эффективности ИТС. По факту это система, которая полностью мониторит состояние всего оборудования, чтобы мы знали, что у нас работает, а что не работает.
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Техконсур» было образовано в 2008 году и зарегистрировано в Москве. Руководит компанией Владимир Высоцкий, а владеет ей акционерное общество «Группа Эйти». На конец 2022 года «Техконсур» показал чистую прибыль более чем 913 миллионов рублей.
— Систему, судя по второму контракту, должны окончательно внедрить в Чите до конца 2024 года. Успеваем?
— Так и есть, но с подрядчиком нам повезло, потому что, по сути, все работы уже закончились. У нас в 2024 году «Техконсур» по условиям контракта должен был только начать ставить девять новых светофоров. А поставил еще в 2023-м, в октябре мы их принимали. В общей сложности у нас их теперь 42. Вы правы, контракт должны исполнить до 20 декабря 2024-го, но полностью они планируют завершить работы уже в феврале.
Условие выделения денег по нацпроекту — это достижение первого уровня ИТС в городской агломерации к 31 декабря 2024 года. За счет федеральных и региональных денег мы его достигли практически на год раньше.
Есть одна несостыковка
— Получается, в целом системой можно пользоваться уже сейчас?
— Да, система рабочая, она уже существует. Условно, есть компьютер, с которого можно управлять светофорами, мониторить ситуацию, получать сведения из подсистемы общественного транспорта. Полностью заканчиваем внедрение в феврале и ждем приказ о вводе ИТС в эксплуатацию.
— Сообщалось, что пользоваться системой будет Центр управления дорожным движением, который создают в Чите. Он уже готов?
— По факту уже есть отремонтированное помещение на Амурской, в которое сейчас завозят мебель, куда серверное оборудование перенесли и поставили, смонтировали видеостену, установили компьютеры и так далее. Но организационный вопрос как бы не до конца решен. Получилась немножко нестыковка.
Изначально же это федеральные деньги, они пришли на Минстрой края, и были другие требования. Поэтому министерство в свое время приняло решение, что реализацией проекта займется Служба единого заказчика — краевая структура, а не город. И это, собственно, было еще одним из условий выделения федеральных денег. Потом методические документы и рекомендации по ИТС изменились. И фактически они изменились так, что всё оборудование попало на территорию города Читы. И сейчас получается двоякая ситуация. Краевое учреждение — Служба единого заказчика — занимается управлением движением в муниципальном образовании.
Мы, конечно, всё это с городскими властями обсуждали, у нас есть взаимопонимание. И дальше судьбу этой системы должен решить, наверное, Минстрой. Необходимо создание некой структуры, наделенной определенными функциями. Она, с одной стороны, должна быть краевая, потому что речь идет не о Чите только, а в целом о городской агломерации, куда входят и прилегающие сельские поселения. Это понятное федеральное решение, ведь при рассмотрении транспортной системы надо учитывать всех людей, которые перемещаются по определенной замкнутой территории. Нельзя управлять транспортной системой только Читы, не учитывая, например, Смоленку, из которой идет огромный поток машин. А когда едешь оттуда в город, то еще и кусочек федеральной автодороги проезжаешь. А это вообще другая структура. И у нас в силу разделения полномочий по закону об автомобильных дорогах только город этим точно управлять не может.
Думаю, Минстрой края какие-то решения по этому поводу примет. Плюс к этому подрядчик в соответствии с техническим заданием должен разработать регламент взаимодействия между участниками этого процесса. Это организационные моменты, юридические тонкости, которые должны быть разрешены.