От электросамокатчиков спасу нет, а мотоциклисты без прав и шлемов заполонили дороги. Чите нужно больше пешеходных светофоров и камер, но последние никогда не заменят экипажи ДПС. Пьяные продолжают садиться за руль, но теперь у них изымают машины. Начальник управления Госавтоинспекции УМВД России по Забайкальскому краю, полковник полиции Илья Уланов дал первое после назначения большое интервью.
Илья Анатольевич Уланов родился в 1983 году в Приаргунском районе Читинской области. Выпускник школы милиции, начинал карьеру в органах внутренних дел в должности следователя, был инспектором ДПС, в том числе занимался розыском угнанных и похищенных автомобилей и мотоциклов. Возглавлял отделение ГИБДД в Забайкальском районе. Работал заместителем начальника УГИБДД УМВД России по краю с 2019 года, а в марте 2023-го возглавил управление.
Погибшему пассажиру было несколько месяцев
— Илья Анатольевич, ДТП в крае становится больше или меньше?
— По итогам 5 месяцев 2024 года — это период наблюдаемой нами сейчас статистики — мы видим снижение общего количества ДТП в Забайкалье по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,9%. На 14,6% меньше раненых, но, к сожалению, стало больше погибших — 71 человек против 67. Не хочется говорить о людях в контексте цифр, но указом президента установлен предельный показатель по количеству погибших в ДТП для каждого региона. Риски невыполнения этого показателя в 2024 году в нашем регионе есть. Но мы сделаем всё возможное, чтобы этого не допустить.
В Чите также наблюдается снижение общего количества ДТП — на 16,7%. Раненых на 19,2% меньше, а число погибших находится на уровне с прошлым годом — восемь человек. Самый распространённый вид ДТП для нашего региона — это столкновения. В них за 5 месяцев с начала года погибли 22 человека. В основном при выезде на полосу встречного движения и, как правило, на автодорогах федерального и регионального значения. При обгоне. Основная задача для собственников дорог — принимать меры, чтобы такие выезды на встречную полосу исключить. Для этого устанавливается барьерное ограждение, информационные щиты, дополнительные дорожные знаки. И мы собственникам за эту работу благодарны.
Второй по распространённости вид ДТП в крае — это наезды на пешеходов. Их стало меньше, но тем не менее 11 человек с начала года погибли, причём шесть из них находились в состоянии опьянения. За нарушение правил дорожного движения к ответственности привлечены свыше 500 пешеходов и практически 4 000 водителей, которые не пропустили людей.
И третий вид ДТП, на который хочу обратить внимание — это съезд с дороги. В таких авариях уже погибли 26 человек. Как правило, сопутствующим условием при таких происшествиях становится управление транспортом в нетрезвом состоянии. Либо водителями, не имеющими прав.
— Не могли бы вы отдельно из этой статистики выделить данные по ДТП с участием детей — тема эта, как кажется, более чувствительная?
— Безусловно, тема детского травматизма при ДТП у нас находится на особом контроле. И мы сегодня наблюдаем, что количество несовершеннолетних, погибших в ДТП, возросло.
В общей сложности с их участием в крае за 5 месяцев произошло 45 дорожно-транспортных происшествий, четыре ребёнка погибли и 43 получили ранения — за тот же период прошлого года зарегистрировано 30 ДТП, три несовершеннолетних погибли и 28 получили ранения. Двое из числа погибших в этом году были пассажирами, причём не пристёгнутыми ремнями безопасности. В одном из таких случаев малышу было всего несколько месяцев — мама везла его на руках, не используя детское кресло. Мы в этом вопросе проводим профилактику, привлекаем водителей к ответственности за неправильную перевозку детей — почти на 2 тысячи человек уже составлены протоколы, а там штраф немаленький — 3 000 рублей. Работаем и в родильных домах, объясняем молодым мамочкам перед выпиской, насколько важно обеспечивать безопасность для их малышей на дорогах.
Кроме того, в конце прошлого года мы провели опрос среди населения, нужен ли в крае прокат детских автокресел, как это уже реализовано в ряде регионов страны. Абсолютное большинство идею поддержали, поэтому сейчас мы работаем с правительством края, чтобы такой пункт проката — на базе ресурсного центра при Минобразования края — появился.
— Если двое из четырёх несовершеннолетних, погибших в этом году в ДТП, были пассажирами, остальные, выходит, сами были за рулём?
— Так и есть. Это были водители мотоциклов. Да, мы проводим профилактику в школах, работаем с родителями, участвуем в родительских собраниях, но здесь, по моему мнению, всё-таки вопрос в воспитании и контроле со стороны взрослых за своими чадами.
Но прежде нужно сказать, что мототранспорта на дорогах края в целом стало больше. И я говорю только про зарегистрированный. За последние 6 лет количество поставленных на учёт мотоциклов выросло на 1 тысячу единиц. А сколько ещё незарегистрированных? Мне кажется, что это связано с тем, что данный вид транспорта появился в более свободной продаже. Недавно я был в командировке в одном из районов края, и, пока ехал до подразделения ГАИ, насчитал три магазина, где открыто продают вело-мототранспорт. Лет 10 назад за ним в город надо было ехать, а теперь вот — в шаговой доступности. И бывает, что взрослый покупает мотоцикл несовершеннолетнему в качестве какого-то поощрения, не задумываясь о последствиях.
В крае зарегистрировано 115 ДТП с участием мототранспорта, в которых 17 человек погибли, а 115 получили ранения. Среди несовершеннолетних двое погибли и девять травмировались. Мы же изучаем материалы по происшествиям, читаем объяснения. И почти во всех случаях, оказывается, родители знают, что их ребёнок ездит на мотоцикле.
«Да, я доверял», «Да, я передал», «Да, я специально купил».
Приведу пример, который меня очень поразил. Во время одного из рейдов «Мото-стоп» в Чите наши сотрудники остановили 10-летнего мотоциклиста. Когда на место прибыл отец ребёнка, он вовсе не стал его отчитывать, а прямо при сотрудниках сказал: «Ну что ты, не мог от них убежать?» Честно, это просто какая-то родительская беспечность, она нас удивляет в последнее время. За подобные методы воспитания для родителей предусмотрен штраф, пусть и небольшой — с начала года мы девять человек привлекли. Но главным инструментом у нас остаётся профилактика — в первую очередь в школах. И я лично принимаю участие в краевых и районных родительских собраниях.
Кроме того, по инициативе нашего управления мы провели три крупных краевых мероприятия, в которых задействовали также участковых и сотрудников по делам несовершеннолетних. Вместе обошли более 800 дворов, чтобы выявить мототранспорт, который не стоит на учете, может быть похищен, угнан. Более 3 тысяч единиц за это время проверили, 1,5 тысячи различных правонарушений выявили. В состоянии опьянения задержали 90 водителей, а ещё 288 таких, у кого не было водительских прав. Около 350 мотоциклов отправили на специализированные стоянки. Но, повторюсь, здесь мы в первую очередь взываем к сознательности родителей, которые прежде сами должны позаботиться о своих детях и их безопасности.
Вновь созданный батальон
— В Чите сегодня, кажется, электросамокатов стало больше, чем мотоциклов. Вот только двигаются они и по дорогам, что чаще всего запрещено, и по тротуарам. Госавтоинспекция следит за этой ситуацией?
— Так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМ) стали появляться в Чите с начала 2023 года. В марте того же года в Правила дорожного движения были внесены изменения, мы заметили динамику увеличения этих транспортных средств. Скажу откровенно, что, как только произошло первое ДТП с участием СИМ в городе, именно мы выступили инициаторами проведения краевой комиссии по безопасности дорожного движения. Собрали представителей власти, обсудили эту проблему. Так вот в прошлом году с участием самокатов было зарегистрировано три происшествия. В этом году уже шесть, при которых шесть человек получили ранения. В том числе три наезда на пешеходов, два столкновения и один наезд на препятствие. В двух случаях была вина водителей автомобилей, в остальных случаях — водителей самокатов. И здесь, конечно, я хочу привести статистику по России. В 2023 году было зарегистрированы 3 100 ДТП с участием самокатов, 43 человека погибли, 3 177 получили ранения различной степени тяжести. Треть из них составили несовершеннолетние, это 1 041 раненый ребёнок. Соответственно, мы должны реагировать, включать административные рычаги. Мы это и делали.
Так как в 2023 году количество средств индивидуальной мобильности на улицах Читы было небольшим, мы привлекли к административной ответственности восемь водителей, сконцентрировавшись на профилактике и разъяснении законодательства. А в 2024-м с начала года привлекли уже 39 водителей самокатов. Чаще всего за появление на проезжей части в неположенных местах. А на несовершеннолетних участников движения составили практически 20 карточек юных нарушителей, которые направляются в школы.
Вообще, мы не против, чтобы в нашем регионе были самокаты, честно. Время же не стоит на месте. Но мы замечаем, что в других крупных городах на западе страны этот транспорт чаще всего используется, чтобы не опоздать на работу, чтобы ребёнок успел в школу, чтобы на секцию приехал вовремя. А у нас, такое ощущение, что это средство развлечения, которое именно так используют и взрослые, и дети. Беспокоит, конечно, так называемый кикшеринг (прокат самокатов, — Прим. ред.), который на территории города у нас развивается. Мы аналитику небольшую проводили, цифры не совсем точные, но можно сказать, что в 2023 году у нас было две фирмы, занимавшиеся прокатом. Сейчас уже четыре. Если в 2023 году у них в Чите было около 500 единиц техники, то сейчас, говорят, более 2,5 тысячи.
Мы же понимаем, что и количество их будет увеличиваться, и нарушений будет больше. Поэтому направили в правительство на имя губернатора наши предложения, в администрацию Читы. Во-первых, чтобы установили чёткий контакт с этими предпринимателями, приняли некий нормативный документ. Власти должны понимать, что это за фирмы, сколько у них транспорта в собственности. Во-вторых, нужно установить конкретные места для их размещения. Это очень важно. Сейчас мы наблюдаем, что самокаты зачастую повсюду разбросаны. Должны быть конкретные места определены, где они могут находиться. Чтобы не мешали ни движению пешеходов, ни автомобилей. В-третьих, предлагаем ограничить скорость их движения, хотя бы от 8 до 15 километров в час. И вообще предлагаем запретить их движение в местах, где у нас массово гуляют люди. Например, на площади Ленина.
Ну и, наверное, самое серьёзное предложение — это в случае определения мест, где будут находиться самокаты, если их там не окажется в течение определённого времени, предусмотреть задержание транспорта и помещение на спецстоянку. От пункта А до пункта Б должен человек доехать, но он не сможет между этими пунктами бросить самокат. Это будет действенная мера. Знаю, что Санкт-Петербург подобные меры активно проработал, Пермь, Казань. Повторюсь, мы не противники того, чтобы в нашем регионе были средства индивидуальной мобильности, пусть они развиваются. Но надеемся, что наши предложения будут приняты во внимание.
— Не так давно — весной 2024 года — депутат Госдумы от Забайкалья Андрей Гурулёв в своём telegram-канале заявил, что на весь край осталось 74 сотрудника ГИБДД. Насколько его данные были близки к истине? И что в вашем управлении в целом с кадрами?
— Очень уважаю Андрея Викторовича. Как человека, как политика. Когда он находился в регионе, активно оказывал нам помощь в организации безопасности дорожного движения, участвовал с нами в рейдах. И в рамках комиссии по безопасности дорожного движения он тоже нас всегда поддерживал. Что касается информации, которая была им озвучена. Возможно, кто-то её не так понял, либо он немного не так донёс, но смысл такой: 74 — такая цифра есть. Это количество наших сотрудников, которые ежесуточно заступают на несение службы на территории Забайкальского края. И она может меняться — от 74, допустим, до 80. Это количество утверждено нормативными документами, которые регламентируют нашу деятельность, исходя из количества населения. Думаю, он говорил именно об этом.
Фактически штатная численность Госавтоинспекции в крае, конечно, в разы больше (точная численность сотрудников ГАИ в регионе относится к информации для служебного пользования и не разглашается, — Прим. ред.). Некомплект на сегодняшний день в подразделениях ГАИ имеется. В нашем регионе он составляет 9,7% от общей штатной численности аттестованного личного состава. Но я хочу сказать, что 50% кандидатов на неукомплектованные места уже подобраны. Они проходят медицинское обследование, определенные проверки, у нас тоже их очень много. И категория здоровья должна быть первая.
Ещё раскрою небольшой секрет. Мы в 2023 году по решению начальника УМВД России по Забайкальскому краю, генерал-майора полиции Вячеслава Петровича Еговцева приняли решение об увеличении штатной численности подразделений Госавтоинспекции. Я сказал, что укомплектую, найду личный состав. Мы провели в двух подразделениях оргштатные мероприятия — в Центре автоматической фиксации административных правонарушений и в отдельной специализированной роте. Сейчас она сменила название на отдельный специализированный батальон. Нам удалось 17 единиц дополнительно ввести. И так мы создали еще один дополнительный взвод сотрудников.
Сейчас находимся на стадии укомплектования. Пользуясь возможностью, скажу, что мы готовы принять на службу людей именно в специализированный батальон. Он считается одним из самых подготовленных и элитных подразделений Госавтоинспекции края. Желающие могут обратиться в кадровое подразделение на улице Проезжей, 46 в Чите. Информация по правилам приёма на службу и требованиям к соискателям размещена на официальном сайте краевого УМВД.
— Но почему-то иногда у водителей всё равно складывается такое ощущение, что экипажей ДПС на улицах Читы и в крае будто бы нет. Но при этом одна машина всегда дежурит у полицейского управления на улице Полины Осипенко. Может, её тоже стоит отправить на патрулирование улиц?
— Сотрудники несут службу согласно дислокации. Мы учитываем первое — интенсивность движения, количество пешеходов, аварий. Я отнесу этот наряд, о котором вы говорите, к несению службы в центральной части нашего города. Вы видите, что он здесь стоит. Но на самом деле он иногда маневрирует, выполняет задачи не только здесь, но и на Ленина, и на Ленинградской, и на Чкалова. Его нахождение в центральной части города дает возможность оперативно реагировать на изменения обстановки. А она тут меняется. Разные у нас и задачи есть, и требования, и так далее. Я даже вам пример приведу, если мы заговорили про центральную часть города. Здесь с начала года пресечено 97 нарушений правил дорожного движения, 31 водитель выявлен в нетрезвом состоянии, а ещё 67 не имели права управления. Это именно нарядами ДПС, которые несут службу здесь. А дополнительный наряд как раз относится к тому подразделению, о котором я рассказывал раньше — ко вновь созданному специализированному батальону. Он оказывает помощь наряду ДПС отдела Госавтоинспекции УМВД России по Чите.
Что касается в целом количества нарядов. Я тоже слышал мнение, что их, как кажется, не хватает. Во-первых, есть нормативные документы, которые предусматривают обязательное выставление нарядов, мы это обеспечиваем. Не может быть такого, чтобы сотрудники не выходили на службу от того, что их нет или не хватает. Такого не бывает. У нас всегда закрыты все зоны, маршруты и участки. Единственное скажу, какой проблемный вопрос имеется, если мы об этом заговорили — это большая протяженность автодорог Забайкальского края. И не всегда есть возможность выставить наряды на каждые 100 километров. Край находится на пятом месте среди всех регионов по протяжённости федеральных трасс — более 1 700 километров у нас. И тут проблема есть, да. Скорее не в городе, а за его пределами.
Тем не менее, мы стараемся маневрировать теми силами и средствами, что у нас есть. Подключаем и специализированный батальон, задействуем для оказания дополнительной помощи местным нарядам ДПС.
Теперь штрафуют за ремень?
— C 2015 года на дорогах в Забайкалье стали активно использовать камеры фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Развивается ли сейчас это направление и ждать ли водителям в крае нововведения в этой сфере?
— На сегодняшний день в крае насчитывается 187 таких комплексов. Из них: 152 — стационарных; 30 — передвижных и пять — мобильных. В Чите эксплуатируется 92 комплекса фото-видеофиксации. Безусловно, мы как Госавтоинспекция видим положительную сторону использования этого оборудования. И это не только в нашем регионе. Наличие камер на дорогах способствует снижению аварийности, дисциплинирует водителей. И сейчас мы выступаем инициаторами увеличения количества камер. Тут важно понимать, что не Госавтоинспекция их закупает, но мы предоставляем в Минстрой края информацию о том, где можно это оборудование установить, где у нас есть места концентрации ДТП, опасные участки. С нашей же стороны обработкой поступающих с оборудования данных занимается центр видеофиксации. Могу сказать, что на данный момент правительство края как раз решает вопрос о закупке дополнительных камер фото-видеофиксации для региона.
На мой взгляд, в первоочередном порядке в камерах нуждаются те аварийно-опасные участки федеральных автодорог, которые мы не можем полностью закрыть нарядами ДПС.
Что касается новшеств, то в этом году в Чите у нас в тестовом режиме работала камера фото-видеофиксации на Карповском тракте. Она выявляла водителей, не пристёгнутых ремнями безопасности, и тех, кто говорил по телефону во время движения. При тестировании этого оборудования в течение нескольких месяцев выявлено более 3 000 нарушений правил применения ремней безопасности. А ведь ремень зачастую спасает жизнь. В 2023 году на дорогах края в ДТП погибли 47 человек, которые не были пристёгнуты. В 2024 году уже 32. Кто-то из них, следуя правилам, мог бы, конечно, жизнь свою спасти. Будут ли подобные камеры использовать в дальнейшем — решать уже правительству. Но мы увидели их эффективность и надеемся, что они появятся не на одном участке в регионе.
Минстрой края ранее сообщал, что установленные на Карповском тракте камеры фиксации нарушений правил дорожного движения, которые распознают непристегнутые ремни безопасности у водителей, демонтируют в мае из-за завершения тестового режима. При этом в пресс-службе министерства сообщили, что размещение новых камер на других участках дорог в Чите на тот момент не планировалось.
Многие говорят, что камеры никогда не заменят сотрудников ДПС. Здесь вопросов нет. Но важен именно комплексный подход. Безопасность дорожного движения должна обеспечиваться путем тесного взаимодействия административного ресурса, технологических возможностей и новых разработок. Должны и сотрудники стоять на дороге, и новые технологии работать.
Помимо этого, напомню, что с 1 сентября 2024 года вступают в силу изменения, внесённые в федеральный закон об автомобильных дорогах. И краевое правительство сейчас работает с этим документом — именно в части установки камер. Изменений там достаточно много.
— Немного отойдём от темы дорог и поговорим в целом о вашем ведомстве. Переименование ГИБДД в ГАИ — для чего это делается и изменится ли что-то принципиально в работе?
— Госавтоинспекция — ГАИ — была переименована в ГИБДД в 1998 году при президенте Борисе Николаевиче Ельцине. Тогда инициаторы этого шага считали, что новое название будет более точно отражать суть деятельности нашего ведомства, а также хотели изменить якобы негативное отношение населения к аббревиатуре ГАИ. После, когда в должности был уже наш действующий президент Владимир Владимирович Путин, он своим указом признал равнозначными эти два понятия: ГАИ и ГИБДД. Поэтому никакие принципиальные изменения сейчас не происходят. И, как сказал наш руководитель, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Михаил Юрьевич Черников, мы просто уходим от аббревиатуры ГИБДД, а ГАИ будем использовать как единое наименование в нашей работе. Это ни на что не повлияет, не изменятся функции, задачи. Все останется так, как было. Мы просто изменили наши нормативные документы.
— Обратно к дорогам. Наверняка вы тоже наблюдали за дискуссией вокруг аллеи Горького в Чите, которую после реконструкции разделили заборами, преградив сквозной проход для горожан. Раньше там можно было пройти напрямую — пусть и через пешеходные переходы, а теперь приходится делать крюк и переходить дорогу чаще, чтобы вернуться на аллею. Городские власти говорят, что такое решение продиктовано требованиями Госавтоинспекции. То есть нет шанса, что мы когда-нибудь ещё увидим на Горького сквозной проход?
— Тут я могу сказать, что мы руководствуемся постановлением администрации Читы об утверждении перечня автомобильных дорог. И там сказано, что Горького является улицей. Не аллеей, не бульваром, а улицей, где, соответственно, не должно быть никакого сквозного прохода. Аллея фактически вся должна быть пешеходной зоной, но улица Горького — это транспортная артерия, разделенная парковыми зонами. Безусловно, читинцы привыкли к тому, как всё это было реализовано в прошлом. Но изменения сейчас внесены не для того, чтобы создать горожанам сложности. Это сделано в первую очередь для безопасности дорожного движения. Сейчас объясню.
Улица Горького пересекает на своем протяжении от Новобульварной до Бабушкина ещё три улицы: Смоленскую, Угданскую и Балябина. По нашим расчётам, через этот отрезок проходят 15 тысяч автомобилей в сутки. Уровень загруженности улицы очень большой. И в случае, если будет открыт сквозной проход пешеходам вниз по улице, во-первых, это приведёт к заторам, во-вторых, подвергнет риску самих пешеходов. А это, как правило, дети, молодые мамы, пенсионеры. Мы не можем допустить этого в принципе, понимаете? И когда согласовывался новый облик улицы, мы учитывали именно это.
Я приведу пример на основе проведённого нами анализа. С 2016 до 2021 годы, когда еще ремонта не было, на этом участке произошло семь наездов на пешеходов. После ремонта — с января 2023 года — только одно ДТП. Принятые меры инженерного характера способствовали тому, что мы сейчас практически не допускаем там дорожно-транспортных происшествий.
Там везде оборудованы пешеходные переходы. Плюс для удобства граждан, в том числе и с нами это было согласовано, открыли проход в эту парковую зону со стороны улицы Смоленской.
Перемены грядут на Бабушкина
— Продолжая тему безопасности пешеходов, хочется поговорить о светофорах. Их явно в Чите становится больше, особенно после ремонтов дорог по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Их количество продолжит расти и дальше?
— Мы этому вопросу уделяем немало внимания. И большое количество предложений, в том числе с нашей стороны, уходит в органы власти. На нерегулируемых пешеходных переходах ДТП происходят нередко. И действительно, как вы заметили, новые светофорные объекты стали в Чите появляться. Нас в этом вопросе поддерживает и непосредственный руководитель Вячеслав Петрович Еговцев, который тоже говорит об этой проблеме. Поэтому по предложениям краевого управления Госавтоинспекции в Чите в 2023 году светофоры для пешеходов появились, например, на перекрёстках Чкалова — Бутина и Бабушкина — Журавлёва. В 2023 году там произошло три и два наезда на пешеходов соответственно. После установки светофоров ДТП с участием пешеходов на этих участках не допущено. Вот она цель, выполнена и достигнута.
Также важно обеспечить безопасность движения детей по маршруту школа — дом. У нас есть проблемный участок — это Карповский тракт, где построена новая школа №55. Как детям к ней подходить? Поэтому там обустраивается регулируемый пешеходный переход с кнопкой вызова.
Кроме того, мы уже подготовили документ о необходимости модернизации в Чите светофорных объектов, установки дополнительных светофоров и добавлении пешеходных фаз. Насколько я знаю, сейчас краевое правительство работает над тем, чтобы выделить городу дополнительно 15 миллионов рублей, на которые можно будет привести ряд пешеходных переходов и перекрёстков в нормативное состояние.
— С проблемными участками на дорогах в Чите сталкиваются не только пешеходы, но и непосредственно автолюбители. Какие участки дорог вы назвали бы самыми аварийно-опасными в городе? И, главное, какие меры можно предпринять, чтобы повысить там безопасность движения?
— Такие примеры, конечно, есть. Допустим, улица Магистральная. После проведенного там в 2022 году ремонта произошло уже 27 ДТП, при которых 31 человек получил ранения. Это в основном наезды на пешеходов, столкновения, съезды с дороги. Как раз те самые распространённые для края виды ДТП, о которых мы говорили выше. Протяженность этого участка — примерно 7−8 километров, что достаточно много. Соответственно, мы направили предложение об устройстве на отдельных участках этой улицы светофорных объектов с пешеходной фазой, дублирующих дорожных знаков. Рекомендуем властям установить там металлические барьерные ограждения, приподнять пешеходные переходы.
Там же строится микрорайон Хороший. От нас поступило предложение — и это есть в планах у города — о строительстве кольцевого разворота, чтобы исключить поворот налево при выезде с микрорайона.
Ещё один проблемный участок — это проезд Раздольный. Там в 2023 году прошёл ремонт по нацпроекту. После этого на данном участке, протяжённость которого около 2 километров, произошло четыре ДТП: один человек погиб, ещё трое получили ранения. Там аварии происходят, как правило, в темное время суток. Соответственно, есть необходимость обустроить новое искусственное электрическое освещение.
Улица Казачья. После ремонта там зарегистрировано четыре ДТП, пять человек получили ранение. Там главная причина — высокая скорость движения транспорта. Поэтому мы предлагаем для снижения скоростного режима установить ограничение до 40 километров в час и дооборудовать пешеходные переходы с искусственными неровностями.
В центре же города нас беспокоит улица Бабушкина. Она очень протяжённая, с множеством пересечений. И там есть место концентрации ДТП. Я говорю о перекрёстке Бабушкина — Бутина. Здесь мы предложили установить дополнительную секцию поворота налево с Бабушкина и Бутина, с обеих сторон. И сделать отдельную пешеходную фазу. Также будут увеличены по длине все полосы для поворота налево. Все эти предложения учтены при текущем ремонте улицы.
— Не могу не спросить у вас про парковки. Очевидно, что машин в Чите становится больше, а парковочных мест как будто бы нет. И зачастую водители вынуждены оставлять свои авто на улицах, нарушая правила. Вы тоже это замечаете?
— Такая проблема в городе существует. Понятно, Чита компактная, не везде можно обустроить парковки. Но и не привлекать водителей к административной ответственности, если они нарушают, мы не можем. По статье 12.19 КоАП за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств только в первом полугодии протоколы составлены на более чем 380 водителей, а 92 транспортных средства были помещены на специализированную стоянку. По городу курсируют пять мобильных комплексов, которые фиксируют эти нарушения в 50 зонах контроля. По статье 12.16 КоАП, то есть за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, выявлено 4 035 нарушений. Но при этом мы заметили и позитивную тенденцию. Например, за нарушение правил способа постановки автомобиля на стоянку — так называемую ёлочку — за 5 месяцев прошлого года было составлено 1 397 протоколов, а за тот же период текущего года — 320. Тут и автолюбители определённые выводы сделали, поэтому следуют указаниям знаков, и инженерные мероприятия собственниками дорог были проведены. Это очень заметно.
Конечно же, мы выступаем за то, чтобы на территории Читы обустраивались новые парковочные места. Но вы сами должны понимать, что где-то невозможно расширить улицу так, чтобы создать благоприятные условия для всех граждан. Однако приведу пример. Мои сотрудники пешком специально ходили по улицам, чтобы выявить наиболее проблемные участки, связанные с парковками. И затем мы направляли предложения властям. И сейчас, могу уже сказать, что при ремонте улицы Бабушкина в районе краеведческого музея и Читинской государственной медицинской академии — на отрезке между Ленинградской и Горького — будут обустроены дополнительно практически 30 парковочных мест. А на улице Александрово-Заводской — в районе главного корпуса ЗабГУ — после ремонта количество мест для стоянки автомобилей вырастет практически на 50. А ведь улица проблемная всегда была. Вспомните, как там неудобно было останавливаться.
На улице Володарского от Кисельниковской до Недорезова появится семь дополнительных парковок. На улице 9-го Января от Анохина до улицы Чкалова плюсом ещё 12. И мы, и органы исполнительной власти понимаем, что количество транспорта увеличивается, а условия и возможности для увеличения количества парковочных мест есть не всегда. Тем не менее, фактически работа в этом направлении идёт.
Машину — в доход государства
— Много тем мы уже обсудили, но практически не затронули проблему пьянства за рулём. А она, уверен, остаётся одной из самых насущных в Забайкалье. Или это не так?
— Пьянство за рулем — это, действительно, одна из основных проблем в нашем регионе. Я очень много лет работаю в Госавтоинспекции, в том числе в управлении. Был руководителем отдела организационно-аналитической работы, поэтому давно наблюдаю всю эту динамику, работаю с цифрами. И сейчас могу сказать, что с 2023 года количество ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, стало резко снижаться — сразу на 14,8%. Но при этом удельный вес таких происшествий в общей статистике остаётся высоким. В целом никуда эта проблема не ушла.
— С чем вы связываете резкое снижение?
— В 2022 году изменилось законодательство, которое теперь предусматривает конфискацию транспортных средств. В 2023 году у граждан в крае за пьяное вождение судебными органами было конфисковано в доход государства 452 автомобиля. В первом квартале этого года — ещё 61. Представляете, какое количество водителей лишились своих машин? И это действенная мера. Или у тебя была возможность завтра сесть за руль и ехать на работу, или ты уже пересел на общественный транспорт. И страдают от этого близкие, которых ты не можешь подвезти ни в детский сад, ни в школу.
И расскажу ещё об одной работе, которую мы провели уже после моего назначения. В марте 2023 года мы подготовили предложение начальнику УМВД России по Забайкальскому краю, который затем, выступая перед Законодательным собранием региона, предложил внести изменения в федеральный закон, чтобы запретить продажу алкоголя в придорожных кафе.
Эта мера будет наиболее эффективна для районов края, где у нас насчитывается более 80 придорожных кафе. И мы знаем, что в них зачастую местные жители, за неимением круглосуточных заведений общепита в своих населённых пунктах, предпочитают праздники отмечать. А потом пьяными садятся за руль и возвращаются домой. Такие факты есть, мы видим их, изучая материалы по ДТП. Мы надеемся, что заксобрание эту инициативу рассмотрит на уровне региона, а затем она уйдёт на уровень федеральный.
— А сплошные проверки водителей помогают выявлять пьяных, насколько эффективно?
— В этом году мы уже провели 33 мероприятия, во время которых устраивали сплошные проверки. В том году — 77. Это достаточно много, если сравнивать с другими регионами.
Мера действительно очень эффективная. Вы могли замечать, что наши сотрудники появляются по утрам на дороге в сторону Смоленки, на Обводном шоссе, на КСК. И в среднем 3−4 нетрезвых водителя во время таких мероприятий выявляем, а также с десяток тех, кто сел за руль без прав. Всего же с начала года установлено уже более 2 тысяч водителей, которые были за рулём с признаками опьянения.
— В начале июля в России отмечалась 88-я годовщина образования Госавтоинспекции. Какую мысль по этому поводу вы хотели бы донести до населения края и до своих сотрудников?
— Действительно, у нас был профессиональный праздник. А мысль тут может быть очень простая — я хочу, чтобы наши граждане понимали, что сотрудники Госавтоинспекции нацелены на то, чтобы жители Забайкалья чувствовали себя в безопасности. Честно скажу, все из нас, и я в том числе, кто много работает в этом ведомстве, мы же каждого погибшего в ДТП переносим через себя. Это всегда очень сложные потери для нас, а когда погибают дети — это сильнее вдвойне. Хочу, чтобы люди понимали, что мы сделаем все возможное и от нас зависящее для того, чтобы они чувствовали себя на дорогах комфортно.
Личный состав Госавтоинспекции я хочу поблагодарить за работу, хочу поблагодарить и правительство региона, врачей, которые с нами прибывают на места ДТП, сотрудников МЧС и других ведомств, которые нам помогают в этой работе. А своим сотрудникам я желаю, чтобы здоровье не подводило, чтобы в семье было все хорошо, чтобы тыл был надежный у каждого из них. Наверное, это самое главное.