Депутат Госдумы от Забайкалья Андрей Гурулёв прокомментировал заявление Росавтодора о том, что край почти догнал среднероссийский показатель по состоянию региональных трасс по итогам выполнения программы «Безопасные и качественные дороги», и раскритиковал работу краевого министра строительства Алексея Гончарова, который также является исполняющим обязанности зампреда. Свое мнение по этому вопросу депутат озвучил 22 августа в своем Telegram-канале.
Ранее о скором достижении среднероссийского показателя (не хватает 9%) на встрече с губернатором региона Александром Осиповым сообщил руководитель Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Роман Новиков.
— Всех, кто регулярно ездит по забайкальским дорогам за пределами краевого центра, это всё может только посмешить. Да, в Забайкалье в последние 20 лет благодаря вниманию президента к этой проблеме сильно изменилась ситуация с федеральными трассами. И да, на этих трассах есть неплохие участки — например, перед Забайкальском. Но это прямо сейчас скорее исключение из правил. Даже у Росавтодора хватает участков, где ремонт закончился 5–10 лет назад, а теперь там просто невозможно ехать. Например, в районе Арея на федеральной иркутской трассе. Или весь участок от Читы до Урульги на хабаровской. Или откровенно поплывший объезд Дарасуна — дорога там неплохая, но совершенно не соответствует тем авансам, которые ей выдавали, когда резали красную ленточку, — написал Гурулёв.
По его словам, с краевыми дорогами ситуация находится вообще в другом измерении:
— Я много раз писал и говорил о том, что правительство региона намеренно кончило краевое ГУ «Автомобильные дороги». Подряды теперь выигрывает небезызвестное ООО «ЗабДорСтрой», которое используют для работы с субподрядчиками ООО «Храм», которое де-факто выполняет роль прокладки. Проблема в том, что ООО «Храм» перестало стабильно платить субподрядчикам, они начали разрывать контракты с этим «Храмом», и к «Храму» возникли серьезные вопросы у целого ряда муниципалитетов — в Краснокаменском районе есть проблемы, в Красночикойском, в Нерчинском. Где-то участки дорог вообще не обслуживаются. Где-то подрядчики замазывают глаза властям — обслуживают участки впритык к населенным пунктам, а дальше нет.
Депутат подчеркивает, что происходящее может рано или поздно создать серьезные проблемы прежде всего районам:
— Не ясно, кто конкретно всё это безобразие курирует. Министра строительства теперь нет, есть вице-премьер Гончаров, который отвечает сразу за всё на свете, включая дороги, цифровизацию, ЖКХ и Службу единого заказчика, которую распилили на три запчасти, с каждой из которых впору разбираться отдельному министру. Как вы думаете, справляется ли со всем этим Гончаров? Есть ли у него время на то, чтобы лично, собственной пятой точкой, оценивать состояние ключевых краевых дорог? Готов ли он отвечать на все вопросы, которые на него по этому поводу сыплются?
Главы на местах, я знаю, делают всё, что могут. Но там нищие бюджеты — по 5–7–10 миллионов в год на дороги. Деньги эти размазывают по обочинам, проку от них нет. Конечно, край помогает где-то, но это скорее точечная работа, системы там нет никакой, а почему ее нет, я про это в прошлом абзаце написал.
Добавлю, что проблема не только в деньгах, которых всегда будет не хватать. Она еще и в администрировании этого процесса, с которым Гончаров не справляется. Не ведется претензионная работа, нет штата опытных юристов в профильном министерстве, нет больше краевого ГУ, которое могло бы этим заниматься. Есть проблема с допуском существующих дорог, например, к перевозкам школьников, что ставит под угрозу начало учебного года.
Так что радоваться выполнению какого-то федерального показателя, с которым как всегда сову на глобус натянули, я бы не стал. А начал бы разбирать эти завалы, пока регион просто колом не встал.
Компания «ЗабДорСтрой» образована в 2010 году и зарегистрирована в Москве. Директор — Геннадий Якушевский, ему же принадлежит 67% капитала. Еще 33% принадлежит Валерию Метелеву. Эти же бизнесмены владеют компанией «Олерон+». По отдельности ранее они владели другими компаниями, которые составляют из себя мусорный бизнес Забайкалья. «Олерон+» в качестве субподрядчиков по вывозу мусора нанимает фирму бывшего совладельца «Забдорстроя» Владимира Стёпкина «Эко-альянс». Другая его фирма «Полигон» содержит мусорные полигоны в крае. По данным системы «Контур.Фокус», на конец 2022 года выручка «Забдорстроя» составила 3,2 миллиарда рублей, прибыль — 64 миллиона. По итогам 2023 года выручка выросла до 6,3 миллиарда рублей, а чистая прибыль — до 81,5 миллиона. В марте 2024 года сообщалось, что «Забдорстрой» оштрафовали за срыв ремонта дороги в Хилокском районе.
ООО «Храм», которое, среди прочего, занимается ремонтом дорог, создано в 2012 году и зарегистрировано в Чите. Руководит и владеет компанией Александр Семигузов. По состоянию на конец 2023 года выручка компании составила 131,6 миллиона рублей, а чистая прибыль — 150 тысяч. В 2024 году компания занялась ремонтом дорог города Краснокаменска за 34,2 миллиона рублей.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.