Тему дефицита кадров обсудили на совещании, которое на днях состоялось в ЗабГУ по инициативе ВТБ24. В нем поучаствовали глава Забавтодора, руководители дорожных компаний, представители профильных учебных заведений, а также депутатского корпуса Читы и края.
В этом году Забайкалье занимает первое место в ДФО по объемам ремонта автодорог. Показатель, включающий ремонт дорог регионального, межмуниципального и местного значения, составляет 347 километров. Это — 22-я позиция по России.
Но при всём своем бурном развитии дорожная отрасль края остро нуждается в компетентных работниках. Ректор ЗабГУ Оксана Мартыненко констатировала, что в ведущем университете края отсутствует образовательная программа по подготовке, например, инженеров дорожной отрасли.
— С помощью попечительского совета мы сейчас активно развиваем специалитеты, связанные с промышленным и гражданским строительством, а вот отдельная программа по строительству дорог в последние годы у нас ушла. Сейчас строительство дорог в Забайкальском крае и во всем ДФО приобрело большую актуальность. У нас есть запрос на ведение отдельного трека подготовки специалистов, но восстановить, например, специализированную программу подготовки инженеров-дорожников можно только в тесной связке с практиками, — подчеркнула Мартыненко.
Развивая тему, сопредседатель попечительского совета вуза, глава заксобрания края Юрий Кон отметил существующий парадокс.
По объему инвестиций на дорожное строительство край сегодня привлекает огромные суммы. Проектом бюджета на 2025 год на развитие дорожной отрасли региона предусмотрено свыше 5 миллиардов рублей. И это только предварительная сумма. Получается, деньги есть, а осваивать их некому. Кадровая проблема в отрасли колоссальная: кроме инженеров, не хватает рабочих, водителей, представителей других специальностей. Если сами работодатели не обратят на это внимания, университет в одиночку проблему не решит.
Также Юрий Кон озвучил инициативу забайкальского сенатора Сергея Михайлова об открытии на базе ЗабГУ направлений подготовки по специальности «мосты и тоннели». Кроме того, выразил готовность сообща поработать над законодательными предложениями, которые будут озвучены в ходе дискуссии.
Такие предложения не заставили себя долго ждать. Одно из них касалось необходимости применения механизма налоговых льгот для работодателей — участников госпрограмм целевого обучения дорожным профессиям. Еще одной темой, которую предложено проработать на законодательном уровне, стала возможность отсрочки службы в армии для выпускников колледжей и техникумов, а также студентов, обучающихся по системе целевого набора.
Кроме этого, участники совещания обратили внимание законодателей края и на другие проблемы: длительный срок получения лицензий на добычу в карьерах, неактуальность планшетов лесного фонда Забайкалья (что при строительстве дорог часто становится причиной нарушений), а также чрезмерное количество несогласованных между собой проверок надзорных органов.