Нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД), по которому в Чите отремонтировали десятки километров дорог, закончился в 2024 году. По новому проекту, получившему название «Инфраструктура для жизни», город получит меньше денег, о чём рассказывала сити-менеджер Инна Щеглова. Ну а пока мы решили взглянуть, как БКД помог преобразить пять перекрестков в краевой столице, сравнив современные изображения из сервиса «Яндекс.Карты» со снимками прошлых лет.
- Бабушкина — Журавлева
- Бутина — Чкалова
- Ленина — Баргузинская
- Магистральная — Карла Маркса
- Бутина — Амурская
Бабушкина — Журавлева
Улицу Журавлева по нацпроекту отремонтировали в 2023 году. Тогда еще на перекрестке с Бабушкина пришлось оставить пробел из старого асфальта, потому что до нее добрались только в 2024-м. Сейчас же работы завершены и перекресток получил обновленный вид. Проезжая часть, если сравнивать со снимками 2010 года, стала заметно шире, например, потому что на Бабушкина за годы сильно уменьшили разделительную полосу — в 2010-м она была широкой с небольшим заборчиком.
Сейчас же она достигла пика своей компактности, а заборы (их стали устанавливать под конец 2024 года, поэтому на летних снимках с «Яндекс.Карт» они не видны) стали мощнее, чтобы у пешеходов не было желания перебежать дорогу в неположенным месте. Раньше заборчики мало кого останавливали.
Сильно шире стала в этом месте и улица Журавлева, если повернуть с Бабушкина в сторону Чкалова. Появилось место для парковки машин. Также на перекрестке установили пешеходные светофоры. Люки на дороге теперь смотрятся гораздо аккуратнее, да и новый асфальт, безусловно, выигрывает у старого покрытия.
Бутина — Чкалова
На этом перекрестке к 2024 году обновилось не только дорожное покрытие, но и изменилась схема движения, что в первую очередь связано с появлением пешеходных светофоров. Теперь для пешеходов тут стало безопаснее, а водителям, не успевающим повернуть налево на зеленый, приходится подождать. Хотя, как кажется, и раньше без светофоров при поворотах автомобилисты дорогу пешеходам уступали.
Также здесь неплохо удлинилась парковка у дорожной поликлиники. В 2010-м она была коротенькой, а машины порой бросали вдоль проезжей части, полностью закрывая крайнюю полосу. Власти там даже ставили знак, запрещающий остановку, но водителей это не смущало. При этом парковка у здания напротив не изменилась, но оставлять свои машины там сейчас, судя по кадрам 2024 года, автолюбители стали по правилам — согласно знакам, то есть параллельно обочине, а не «елочкой», чем многие очень грешили еще в 2021-м (судя по тем же снимкам «Яндекс.Карт»), закрывая половину дороги. Парковка у корпуса ЗабГУ, к слову, совсем не изменилась. А вот асфальт и разметка на этом перекрестке сейчас выглядят лучше и понятнее.
Ленина — Баргузинская
Пересечение улиц Ленина и Баргузинской попадало у нас в 2023 году в топ самых аварийно-опасных участков дорог в Чите (по данным сервиса 2GIS). В конце 2020 года этот участок дороги оказался в центре общественной дискуссии, когда власти Читы неожиданно изменили схему движения, установив дополнительные секции с поворотом и пешеходные светофоры. Получился так называемый зеркальный перекресток, когда потоки в каждую сторону по Баргузинской перераспределили на три полосы: по правой — только направо (для чего и появилась дополнительная секция светофора), по средней — только прямо, по левой — только налево (тоже через дополнительную секцию, например, если поворачивать с Ленина на Баргузинскую в сторону Ингодинской).
В 2010-м перекресток выглядел максимально просто. Обычные светофоры без дополнительных секций, почти незаметная разметка — тем более без указания направлений движения по полосам. Да и про пешеходные переходы здесь в прошлом как будто бы и не думали — ни знаков, ни «зебры».
В 2024-м пересечение Ленина и Баргузинской выглядит более ухоженным — в разы. Есть пешеходные светофоры и переходы. А новая схема движения, как кажется, уже прижилась. И теперь три полосы из четырех в каждом из направлений в сторону Ленина на Баргузинской уже выглядят абсолютно логично. Нельзя не отметить и хорошего качества асфальт на перекрестке. К слову, Баргузинскую по БКД ремонтировали в 2022 году.
Магистральная — Карла Маркса
На участке в Чите, где сходятся улицы Магистральная и Карла Маркса, а также примыкают к ним Засопочная, Кирпично-Заводская и Краснодонская, изменения с 2010 года произошли кардинальные. Сейчас тут кольцо, появившееся в 2020 году после реконструкции дороги по БКД.
Эта развязка вызывала огромное количество нареканий у автомобилистов, которые практически не могли выехать на основную магистраль с прилегающих улиц. Посередине проезжей части здесь красовался огромный треугольный газон, выполняющий функцию разделительной полосы. Сложность заключалась в том, что Карла Маркса, плавно переходящая в Магистральную, — оживленная дорожная артерия. И вклиниться в поток со стороны было практически невозможно. Поэтому в 2020-м решено было делать на этом месте кольцевую развязку. Местные жаловались, что дорожники на большую часть лета оставили этот участок улицы без асфальта. Но всё же работы были завершены, и сейчас кольцо помогает значительно разгрузить и упорядочить движение.
Все съезды с кольца стали более выраженными. При этом газончик в центре остался. И там даже появилась декоративная дорожка с фонариками. Обозначились и пешеходные переходы, а про то, как изменился асфальт, даже и говорить не приходится.
Бутина — Амурская
Этот перекресток, предваряющий подъезд к вокзалу, также сильно изменился за последние годы. Особенно после ремонта по нацпроекту в 2023 году. Тут появились пешеходные светофоры, с помощью которых люди могут пересекать перекресток сразу со всех сторон. Обновилось и до сих пор отлично смотрится дорожное покрытие, появилась четкая разметка.
В 2010-м здесь и схема движения была другой. В сторону вокзала по Бутина от Амурской вела всего одна полоса из четырех. Сейчас их поровну в каждую из сторон. А вот кафедральный собор и территория вокруг него совсем не изменились с тех пор. Даже плитка, кажется, на тротуаре та же. Зато напротив через дорогу выросло здание гостиницы и бизнес-центра. И, что удивительно для Читы, где частенько обрезают деревья, этот перекресток стал зеленее. За 14 лет тут на углу выросло огромное дерево, которое смело раскидало по сторонам свои ветки. Безусловно, сейчас этот перекресток смотрится гораздо уютнее.