Андрей Гурулев пришел в студию «Редколлегии»
Депутат Госдумы от Забайкальского края Андрей Гурулев считает, что отечественное самолетостроение серьезно пострадало из-за беспошлинного экспорта зарубежных воздушных судов и того, что страна «пошла на поводу у Запада», утверждая требования к самолетам. Об этом Гурулев сообщил в выпуске проекта «Редколлегия», опубликованном на «Чита.Ру».
«Полный запрет на продажу нам американских и европейских самолетов, на их обслуживание привел к тому, что мы были вынуждены интенсифицировать процесс создания отечественных самолетов с отечественными двигателями, с отечественной авионикой, со всеми отечественными системами. У меня, знаете, какое ощущение? Что сейчас санкции отменят, „аирбусы“, „боинги“ вернутся, и это прекрасно, потому что мы живем в таком регионе, куда на поезде особо не наездишься. Но опять этот МС-21 (российский пассажирский самолет, разработанный для замены зарубежных аналогов. — Прим. ред.) отвалится еще лет на 20. Часть процессов, которые действительно были запущены после начала специальной военной операции, порой вынужденно, сейчас могут быть опять заторможены», — сказал депутат.
Он заявил, что иностранные самолеты ввозились в Россию беспошлинно и отечественная промышленность не могла с ними конкурировать из-за объемов выпуска.
«Ни Airbus, ни Boeing сейчас не скрывают, что за поставку самолетов не только нам, но и в другие страны они четко платили откаты или давали взятки. Они про это в открытую заявляют. Нам в любом варианте придется с ними сотрудничать, потому что сегодня основной авиационный парк — это именно „боинг“ и „аирбус“, частично „эмбраиры“ бразильские, хотя это, по сути, тоже „боинг“, только вид сбоку. Почему? По поставкам запчастей хотя бы. Конечно, мы где-то сделали ошибки, пошли на поводу у Запада, приняв их нормы. Если бы мы это не сделали, Ту-154 летал бы до сих пор. Неубиваемая машина, честно говоря, и кто летал на нем, на нем было покомфортнее. Он имел туполевское крыло, с которым самолет меньше болтает в турбулентности. И от Читы до Москвы больше 6 часов не летели, а сейчас можно и 7 полететь», — добавил Гурулев.
По его словам, Самарский завод может возобновить производство самолетов, однако страна за последнее время утратила не только компетенции, но и профессионалов.
«Слесарь, который обрабатывает лопатки [двигателя] со своим клеймом, получает клеймо допуска через 15 лет работы, штучный товар вообще. Понятно, что сегодня другие технологии, пятикоординатные станки, 3D-принтеры, но есть вещи, которые незыблемые. К сожалению, делать это придется, особенно для стратегов. Мы восстановили производство двигателей для стратегических бомбардировщиков. И из гражданской авиации выберемся. Да, болезни были, есть и будут. Я вам больше скажу, я не верю в то, что наш самолет будет на 100% импортозамещенным, всё равно там какие-нибудь защелки, заколки будут импортные. В стране этого просто нет, а организовывать производство априори невыгодно, проще купить, и это нормально. Полетим мы на этих самолетах, я не знаю насчет МС-21, на 214-м уже летал. У нас в компании Red Wings был 204-й, тот же 214-й, но с небольшими изменениями, модернизированный. У нас выпускал их „Ульяновск“, была версия 204−300, которая из Владивостока до Москвы спокойно, до Сочи даже летала без посадки. Но вследствие волюнтаристских решений все стенды полностью распилили и производство 204-го в Ульяновске закрыли. Были уже выпущены две машины в версии Ту-204СМ, это машина с двухчленным экипажем», — сказал Андрей Гурулев.
Он выразил надежду, что, несмотря на проблемы, из-за которых «малая авиация в загоне», стране придется производить свои самолеты. На это указывают кадровые решения в отрасли. По данным депутата, поменяли руководителей компаний «Туполев» и «Яковлев» и даже руководителя объединенной авиационной корпорации.
«Ну, наверное, это сделали без лишнего шума и гама, наверное, тоже не просто так. Я не хочу гадать на кофейной гуще, но сегодня задача гражданского авиастроения — это одна из первейших тех задач, которые ставит наш президент», — подытожил Гурулев.