Принято считать, что ЖКХ — это грубая сфера, где большинство проблем решает чопик, хомут, газовый ключ и крепкое слово. Но как бы не так, говорит нам нынешняя зима. Очень явно так говорит: ребята, надо менять подходы к коммуналке, в которой износ сетей на 70%, скачки цен на материалы, зависимость от угля, который вообще-то добывается под боком, и частая угроза банкротства. Так жить нельзя. Ситуацию надо выправлять. Сделать это надо не показательными визитами, не кавалерийскими атаками и даже не увольнениями виновных. К сожалению, мы за последние пять лет привыкли к таким способам решения проблем. Эти инструменты, как чопик, — когда больше ничего нет, а действовать нужно быстро. Но системную дыру ими не заткнуть — работать над этим надо системно и в первую очередь трезво признать, что в этой сфере происходит.
Достаточно показательный пример происходящего — теплосеть в Нижнем Цасучее, где трубы зарыли в землю, не позаботившись ни о лотках, ни о теплоизоляции. И так сойдет. А через некоторое время трубы сгниют, для их замены экстренно выделят деньги, на скорую руку будет протянута новая сеть, не исключено, что таким же образом. Главное — быстро и дешево. В этот раз вышло всё иначе, теплотрассу заменили нормально. Но пример показательный в том плане, что на ликвидацию ЧС деньги всегда находятся, а на предупреждение — нет.
Про это говорят многие ресурсники и муниципальные руководители. Второй год на подготовку к зиме выделяют по 200 миллионов вместо требуемых миллиардов. Да, миллиард кажется космической суммой, а экстренное латание дыр пока обходится дешевле. Хочется вспомнить, что порой десятки миллионов вбухиваются в сомнительное благоустройство.
Краевые дотации муниципалитетам — тоже весьма интересный вопрос. Когда наступает подходящая пора вести торги и начать работы, денег от края еще нет. Летом на котельных отключают электроснабжение из-за долгов. Работы уходят на август, сентябрь, порой и на октябрь с аутотренингом — осень-то у нас еще теплая. Вы сомневаетесь, что так происходит? А вот затянулся ремонт в Борзе, которой предыдущая зима, казалось бы, преподнесла хороший урок.
Боль многих лет — выпадающие доходы (то есть разница между экономически обоснованным тарифом и той суммой, которую платят потребители), которые выплачивает край ресурсникам. К размеру тарифа, который утверждает региональная власть руками РСТ, есть претензии, так еще и своевременность выплат хромает. На это жалуется в том числе депутат заксобрания Олег Бянкин.
В этом году деньги стали целиком выплачивать некоторым компаниям, в том числе ТГК-14 и «Читаэнергосбыту».
Есть вовсе необъяснимые явления, вроде ситуации в Даурии, когда осень пришла к разбитому корыту, то есть к дырявым трубам. Или вот котельная Машзавода, которой вроде как не должно быть в городе, но ликвидировать ее вроде бы и нельзя.
Есть в сфере и достаточно позитивные сдвиги — применение термороботов, приход концессионеров, новая котельная в Первомайском, планы на третью очередь Читинской ТЭЦ. Но это тоже в какой-то мере решение точечных проблем. Нужно четко понимать, что все эти коммунальные триллеры — фактор, так же влияющий на отток населения края, как и всё остальное.
Согласны с автором?