
Зимой 2024–2025 годов были сбои в работе котельных в Борзе, Домне, Кокуе и Чите
В феврале 2024 года Госдума РФ поручила Счетной палате России совместно с контрольно-счетными органами регионов проанализировать концессионные соглашения по объектам ЖКХ.
Концессионное соглашение — это партнерство между государством и частным инвестором. Власти региона или населенного пункта на какое-то время передают в пользование инвестора объекты, требующие модернизации и реконструкции, — это могут быть теплосети, сети водоснабжения, котельные, электростанции и так далее. При этом инвестор (концессионер) обязуется вложить деньги в строительство или реконструкцию сетей и возмещать расходы за счет завышенного тарифа.
В беседе с ТАСС один из инициаторов проверки, первый зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев отметил, что в некоторых регионах «на публику заключили прекрасный концессионный договор», а потом — дополнительные соглашения с условиями, по которым «недобросовестный коммерсант выжимает все соки из арендованных сетей, а их модернизация сдвигается на десятки лет».
После анализа проверок по стране в феврале 2025 года Госдума ужесточила закон о концессиях. Как это устроено в масштабах страны — вопрос сложный, но результаты проведенной проверки Контрольно-счетной палаты Забайкальского края (КСП) дают представление о ситуации в нашем регионе. Что не так с коммунальными концессиями в Забайкалье — специально для «Чита.Ру» рассказал председатель ведомства Дмитрий Семёнов.

Дмитрий Семёнов назначен главой КСП в апреле 2023 года, ранее был министром соцзащиты
Коммунальная сфера долго оставалась без внимания со стороны частного бизнеса, потому что традиционно ответственность за объекты ЖКХ несло государство в лице муниципальных властей. Сейчас власти края, как бы освобождая без того небогатые муниципалитеты от «коммуналки», поглощающей финансы, начали эксперименты с концессиями. Проводятся эти опыты не очень удачно. Арендаторы котельных, водопроводов или даже одной трубы (а так бывает в Забайкалье), как и до введения механизма концессий, не несут реальную ответственность за модернизацию и развитие своих объектов. Далеко не всегда они обеспечивают их бесперебойную эксплуатацию и сносное состояние.
— В 2017 году было поручение президента по развитию конкуренции. По нему все государственные предприятия постепенно переводятся в концессии. Этот переходный период хотели отодвинуть до 2030 года, но не получилось, и с этого года унитарных предприятий в коммунальной сфере уже просто не должно существовать. То есть всё должно быть через рынок, никакого управления со стороны государства, — сообщает по результатам проверки председатель КСП Дмитрий Семенов.
По его словам, после перехода в конкуренцию объекты ЖКХ выставляются на конкурсы, на которые приходят предприниматели с заявками, после чего нужно только выбрать самого лучшего. Однако в Забайкалье такого не произошло.
— По факту муниципальные образования сами искали концессионеров — хоть бы кто-то зашел. В идеале, конечно, должно быть 100% концессионных соглашений в коммунальной сфере. Сейчас у нас 70%. Другой вопрос, что это концессии не на создание и реконструкцию коммунальных объектов, а на текущую эксплуатацию, — отмечает Дмитрий Семёнов.
А если никто из вошедших в соглашения частных компаний капитально не ремонтирует коммунальные объекты и уж тем более не строит новые, то теряется суть самой концессии.
По данным Минэкономразвития России, в Забайкалье заключено 149 концессионных соглашений в коммунальной сфере. По 42 из них в графах с суммами инвестиций стоят нули, а в графах статуса реализации проектов не строительство и даже не модернизация, а только эксплуатация.
Контрольно-счетная палата проводила проверку по самым значимым для края объектам, и выяснилось, что в соглашениях не оформляются договоры аренды оборудования и земли, не проводится сверка технического состояния объектов, не фиксируется балансовая стоимость этих объектов в момент передачи в пользование частнику. Всё это говорит о том, что контролировать работу концессионера просто невозможно.

Старую котельную планировали в резерв, но новая до сих пор не запущена
— Мы смотрели объекты электроэнергетики — как раз проблемные электростанции в северных районах, где 19 соглашений по требованию прокуратуры были расторгнуты. Семь объектов теплоснабжения, которые обеспечивают тепловой энергией социальные объекты и людей. И одно соглашение на комплекс «Первомайская ТЭЦ». Мы смотрели очень подробно и краевые объекты, и разбирались по муниципальным объектам. Идеальная концессия на сегодня в крае — это Первомайская ТЭЦ. Объект создан, инвестиции вложены (при этом запуск ТЭЦ до сих пор не состоялся. — Прим. ред.), — отмечает Дмитрий Семёнов.
Вопрос о закрытии в Первомайском ТЭЦ, которая почти не вырабатывала электричество, а работала только для теплоснабжения поселка, встал в 2020 году после визита министра ЖКХ Владимира Якушева. Тогда в отопительный сезон ТЭЦ вошла только с одним работающим котлом. В отопительный сезон 2021–2022 годов ТЭЦ также заходила с проблемами из-за затянувшегося ремонта. О том, что котельная начнет работу в конце 2023 года, неоднократно говорили члены правительства Забайкалья, потому что объект отдали в концессию группе компаний «Генерация», зарегистрированной в Якутии. Ее дочерняя компания «СПК Первомайское», которая заменила ЗабТЭК, построила там новую котельную, но не ввела в эксплуатацию с 2023 года. Еще одна дочерняя компания «Генерации» — «СПК Борзя» — стала заниматься теплоснабжением в городе Борзе, также заменив ЗабТЭК.
Проблемными объектами электроэнергетики, о которых говорит руководитель КСП, стали 19 автономных гибридных установок в отдаленных селах Тунгокоченского, Тунгиро-Олёкминского, Кыринского, Газимуро-Заводского и других районов Забайкалья. Эти станции построены по концессионному соглашению с «дочкой» «Россетей Сибирь» под названием «Энергосервисная компания Сибири» («ЭСК Сибири»). Жителей сёл должны были питать энергией солнца, но до сих пор они получают электроэнергию от дизельных генераторов.
Концессию расторгли в декабре 2023 года из-за того, что «ЭСК Сибири» потребовала от властей более 152 миллионов рублей за реконструкцию и модернизацию этих объектов. Министерство финансов Забайкальского края отправило встречный иск о признании сделки ничтожной, а после — о взыскании с компании субсидий на 423 миллиона рублей.

Жители получают электроэнергию от дизельных генераторов по 7 часов в день
— Станции построены, оборудование там стоит, но оно не введено в эксплуатацию до сих пор. Есть проблемы во взаиморасчетах между поставщиком оборудования и компанией-концессионером, которая вроде деньги из бюджета получала. Люди ждут, конечно, эти гибридные установки, потому что свет по несколько часов в сутки — это не очень хорошо. В тех соглашениях, которые заключались с поставщиками гибридных электростанций, была предусмотрена концессионная плата. Какое-то время она уплачивалась, в какое-то время там были пропуски. Мы это установили и в соответствующие органы написали, — сообщает глава контрольно-счетной палаты региона.
Концессионная плата — плата, которую вносит концессионер органу власти, когда использует объект концессионного соглашения. Плата может быть установлена в различных формах — твердая сумма платежей, доля от полученных доходов или передача имущества в собственность государства. При этом законодательством закреплено, что плата в твердой сумме подлежит внесению в бюджет.
В октябре 2024 года года в селе Средняя Олёкма в Тунгиро-Олёкминском сломалась дизельная электростанция. Жители остались без света на полторы недели. В середине ноября концессионер «ЭСК Сибири» сообщил, что не сможет больше обслуживать построенные автономные гибридные электрические установки в селах из-за оспаривания законности заключенного с властями соглашения. Вопрос о заключении новых концессий до сих пор не решен. Свет в домах жителей горит лишь по 7 часов в день и благодаря работе дизеля.
Работа с концессиями не выстроена в Забайкалье системно, отмечает Дмитрий Семёнов. Единых правил при оформлении соглашений нет, отдельные куски при составлении документа берутся из федерального закона «О концессиях», а часть — из постановления губернатора Александра Осипова № 632. В нем прописано, как быть, если денег на выпадающие доходы по концессиям, которые заключены от имени Забайкальского края, не хватает в бюджете.

Типовых форм концессионных соглашений нет
И в этом контексте неизменным остается одно — борьба за утверждение тарифов в Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края. Важно понимать, что при формировании тарифа для концессионера туда закладываются и его инвестиции, которые, как показывает практика, тратятся на амортизацию и текущие ремонты. С учетом этих будущих затрат рассчитывается экономически обоснованный тариф, обычно очень высокий. Далее тариф снижается как бы в пользу населения, чтобы финансово не нагружать людей, а разницу оплачивают выпадающими доходами, нагружая бюджет региона.
— Все концессии являются эксплуатационными, в частности в теплоснабжении. Это плохо с точки зрения самой сути концессий. Вот, например, концессия на реконструкцию/модернизацию объектов теплоэнергетики в Карымском с ООО «Коммунальник плюс». В графе стоит пометка, что это эксплуатация, — отмечает Семёнов.
По его словам, сейчас в Забайкалье более 800 объектов в концессиях — от одной трубы до полноценной котельной, но желающих заключить концессию мало, потому что износ объектов 75%.
— Это и было одним из тех факторов, почему решили переходить на концессии. Брошенных сетей было много, они строились и передавались государству либо каким-то ведомствам, и их состояние сегодня удручающее. Постепенно все эти организации после строительства этих объектов начали избавляться от несвойственных им функций — обслуживания и ремонта. Отопление, освещение, всё остальное — то, что раньше было чьим-то частным, перешло к органам местного самоуправления, задача которых — привести эти объекты в должное состояние, — говорит Семёнов.
Общий объем бюджетных средств при подготовке к зиме, то есть субсидий на модернизацию объектов теплоэнергетики, в 2021–2023 годах составил 1,1 миллиарда рублей. С учетом износа сетей этого катастрофически мало для капитального ремонта, и рассчитано лишь на предварительную подготовку к отопительному периоду. Как отмечает Дмитрий Семёнов, в соглашениях концессионеры «не хитрят». Если написано «содержание, эксплуатация», то котлы, задвижки, насосы перед отопительным периодом и во время него в случае аварий меняют.
При этом за концессионерами нет должного контроля. При нарушении ими сроков выполнения мероприятий штрафы не выносятся. Не обозначается протяженность сетей и прочие технические характеристики, а остаточная балансовая стоимость объектов после вычета амортизации и убытков указана в 0 рублей. Кроме того, заявленные инвестиции «размазаны» по годам и не конкретизированы по мероприятиям. Ремонт чего-то одного может растягиваться на 4 года и более. А в целом все концессии заключены как раз на 5–10 лет, но ощущается, как будто заключили и забыли.

В поселке Кокуй Сретенского района зимой не хватало угля
Это и подводит к выводу, что концессии эксплуатационные и не подразумевают создание или реконструкцию коммунальных объектов. Они оформлены для смены прав владения и пользованиям объектом ЖКХ, как того требует федеральное законодательство.
— Основная глобальная задача была понять, может ли частный инвестор спасти ситуацию с ЖКХ и насколько она изменилась. В итоге глобальных изменений в положительную сторону не произошло. Если говорить о том, как должно быть, то подразумевается, что и концессионер, и концедент в лице органа власти должны не менее чем раз в полгода сверяться и заносить в электронную систему данные — в каком состоянии объекты, что сделано, что нужно сделать и в какой срок, исполняется ли вообще программа инвестиционная, не ухудшилось ли оборудование. А не так, что через 10 лет после заключения что-то оценивать. Отчетность нужна, и здесь как раз вопрос о контроле, — отмечает Семёнов.
По его словам, во время проверки аудиторы КСП запросили данные, из которых следует, что муниципалитеты ведут переписку с концессионерами.
— Но подтверждающих документов, чтобы люди сходили, проверили, таких документов мы не увидели. У местных властей даже просто нет людей, которые способны это делать на качественном уровне, поскольку нужны специальные познания, — резюмирует глава КСП Забайкалья.
Сейчас бороться со всем этим в условиях отсутствия конкуренции невозможно, отмечает глава контрольно-счетной палаты. Работает механизм «выбор без выбора», когда на конкурс по объекту в соответствии с законом не выходит несколько участников. В 99,9% случаев работает частная инициатива, то есть когда приходит один концессионер и предлагает обслуживать одну трубу или целую котельную на своих условиях. В теории кто-то другой тоже может дозаявиться с такими же условиями или лучше, но в реальности таких примеров нет.
Увидев всю картину с концессиями в ЖКХ, контрольно-счетная палата настаивает на том, чтобы условия заключения концессий и обязанности по ним были жестче и прозрачнее. Министерство ЖКХ должно прописывать полное техническое состояние объектов на момент заключения концессий, указывать актуальную балансовую стоимость, закреплять обязанность проведения капитального ремонта с указанием конкретных сроков, при этом мероприятия по ремонту не должны дублироваться с инвестиционной программой.
Кроме того, правительство Забайкалья должно разработать единый типовой нормативно-правовой акт по заключению концессии, которые уже давно существуют в Москве, Красноярске, Воронеже и других городах. Рекомендации и выявленные нарушения КСП уже направила в органы власти и прокуратуру региона.

Концессии должны обязывать ремонтировать объекты
В конце февраля 2025 года, то есть через год после проверки коммунальных концессий в стране, президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит более строгие правила для потенциальных концессионеров. Ужесточили требования к опыту работы, финансовым гарантиям и ответственности за нарушение сроков. Но главное, что существенным нарушением соглашения будет считаться отсутствие и неутверждение инвестпрограммы в течение 12 месяцев с момента заключения концессии. Это дает хрупкую надежду, в частности жителям районов Забайкалья, на то, что концессионеры обязаны будут приводить сети, котельные, оборудование на них и прочие объекты ЖКХ в порядок, что ощутимо уменьшит число аварий.