Многие специалисты предсказывают, что Третья мировая война может начаться из-за нехватки редкоземельных металлов, необходимых, в первую очередь, промышленно развитым странам Запада для производства солнечных батарей, ветряных генераторов, гибридных двигателей для автомобилей, фотоэлектрических панелей и жидкокристаллических дисплеев, мобильных телефонов.
Список стран, добывающих редкоземельные элементы весьма короток. Абсолютным мировым лидером является Китай, который в настоящее время контролирует 97% мирового рынка редкоземельных металлов. После введения КНР в начале текущего года ограничений на экспорт редких металлов, мировые цены на них выросли в пять раз.
Монголия также обладает солидными запасами природных ресурсов, в том числе редкоземельных металлов. В этой связи представляется весьма показательным визит в начале второй декады октября канцлера Федеративной Республики Германии Ангелы Меркель в Монголию.
«Германия играет в «догонялки» в схватке за природные ресурсы»
14 октября немецкий журнал «Шпигель» опубликовал на своём сайте статью, озаглавленную «Германия играет в «догонялки» в схватке за природные ресурсы».
В статье говорится, что, на первый взгляд, решение немецкого канцлера Ангелы Меркель посетить далёкую Монголию, в период, когда в Европе начинает бушевать финансовый кризис, может показаться весьма странным. Но за поездкой Меркель стоят холодные экономические интересы – Монголия имеет сырьё, в котором отчаянно нуждается немецкая промышленность.
13 октября правительства двух стран подписали рамочное соглашение, обеспечивающее немецким компаниям доступ к самым богатым месторождениям страны, в частности, редкоземельных металлов и других ценных минеральных ресурсов. Сделка очень важна для ФРГ и Монголии по двум причинам: в соглашении не накладывается никаких ограничений на количество добываемого Германией минерального сырья, а Монголия оговорила условие, что добытое сырьё будет перерабатываться на её территории.
«У нас есть сырьё, а у Германии новейшие технологии и «ноу-хау» - сказал премьер-министр Монголии Сухбаатар Батболд, который также назвал визит немецкого канцлера «историческим». В свою очередь фрау Меркель пообещала, что Германия намерена продолжить курс на «долгосрочное, справедливое и устойчивое развитие».
Монголия является одной из 10 стран мира, обладающих самыми большими запасами полезных ископаемых, таких как золото, медь, серебро и уран. Кроме того, страна имеет большие запасы редкоземельных металлов, к которым проявляют пристальное внимание немецкие компании, работающие в сфере высоких технологий.
«Германия должна позаботиться о заключении стратегических альянсов в сфере природных ресурсов, которые могут стать дефицитными в ближайшие десятилетия», - сказал в интервью информационному агентству «Рейтер» член наблюдательного совета концерна «ТиссенКрупп» Эккехард Шульц.
Сейчас, когда все крупнейшие мировые горнодобывающие компании заняты борьбой за доступ к природным богатствам Монголии, без поддержки на высшем политическом уровне немецким компаниям решить такого рода вопросы на выгодных для себя условиях было не под силу. В результате визита канцлера Ангелы Меркель, пишут авторы статьи Дэвид Гордон Смит и Крис Коттрелл, ряд немецких горнодобывающих компаний подписали ряд многомиллиардных сделок.
«Монголия потратит больше средств на свою инфраструктуру»
15 октября на сайте inewp.com размещена статья под названием «Монголия потратит больше средств на свою инфраструктуру».
Статья посвящена решению монгольского правительства потратить 1,2 триллиона тугриков (свыше 1 миллиарда долларов США) на строительство автомобильных и железных дорог.
Западные горнодобывающие компании Макмагон и Оперта также выделят 500 миллионов долларов США на строительство дорог по соглашению об освоении крупнейшего в мире угольного месторождения Таван Толгой, заключённого с правительством Монголии.
1 миллиард долларов, выделенных правительством, будет направлен на строительство с начала 2012 года железной дороги, соединяющей Монголию с Китаем и Россией и проходящей через месторождения полезных ископаемых (планируется, что строящаяся железная дорога свяжет угольное месторождение Таван Толгой и золотомедное месторождение Ою Толгой с действующей Улан-Баторской железной дорогой, с дальнейшим выходом на Китай. Другой конец проектируемой железной дороги выйдет на город Чойбалсан, где уже проложена ветка Чойбалсан – Соловьевск. Предполагается, что из Монголии через Забайкальский край с 2015 года будут организованы крупномасштабные поставки монгольских полезных ископаемых к портам российского Дальнего Востока с последующим вывозом морскими судами в страны АТР).
Кроме того, часть денег из средств, направляемых правительством на развитие инфраструктуры, будет потрачена на повышение заработной платы государственных служащих.
В статье отмечается, что решение монгольского правительства «выбросить на рынок» огромные запасы природных ресурсов, прежде всего угля, привело к буму в горнодобывающей отрасли страны и стремительному росту экономики. Многие специалисты предсказывают, что валовой внутренний продукт Монголии, скорее всего, удвоится к концу 2013 года.
Одним из негативных побочных эффектов растущей экономики и, прежде всего, горнорудной отрасли, стало то, что всё больше и больше монголов вынуждены переезжать в города, идти работать на шахты. При этом многие из них работают нелегально, в условиях, когда об охране труда не может быть никакой речи.
Те монголы, которые не хотят отходить от своих корней, хотят пасти скот, возделывать землю, сталкиваются со всё большими сложностями. Трудности повседневной жизни пастухов-аратов ещё больше усугубляются ежегодными дзудами (дзуд – монг. зуд – обледенение снежного покрова на пастбищах с октября по май и вызванная этим зимняя бескормица скота. Сопровождается сухим ветром, холодами. Во время дзуда скот становится неспособен добывать корм в естественных условиях, что приводит к массовому падежу скота. Считается, что массовый дзуд случается в Монголии один раз в десять лет. Монголы различают «чёрный», «белый» и «железный» («ледяной») дзуд. «Чёрный» дзуд характеризуется недостаточностью кормов летом и холодной зимой, во время которой животные умирают от голода. «Белый» дзуд характерен тяжёлыми снегопадами, которые укрывают траву и становятся причиной голода. «Железный», или «ледяной» дзуд вызван дождём, который замерзает на траве и делает невозможным прокорм животных), во время которых умирают миллионы голов домашнего скота. В 2010 году это даже вызвало трудности со снабжением населения Монголии продовольствием.
«Козы и юрты, или Как Монголия привлекает туристов»
Теме выживания жителей Монголии, старающихся вести традиционный образ жизни и даже пытающихся получать от этого деньги, посвящена статья, опубликованная на сайте информационного агентства «Рейтер»,«Козы и юрты или как Монголия привлекает туристов».
Статья начинается с описания жизни типичного монгольского скотовода-кочевника, который принимает приехавших к нему в гости иностранных туристов. «Туша только что убитой козы лежит под кроватью в юрте, рядом со свёрнутыми спальными мешками гостей. Температура воздуха близка к нулю, но войлочные стены юрты, поддерживаемые каркасом из деревянных решёток, надёжно защищают от ледяного ветра, дующего из пустыни Гоби. В юрте тепло, пахнет бараниной, которая варится на печи, с потолка свисают полоски мяса».
Далее в статье говорится, что в то время, когда монгольское правительство сделало основной упор на природные богатства страны, такие как золото, медь, уголь и другие ресурсы, с тем, чтобы привлечь иностранные инвестиции в экономику страны, некоторые из скотоводов-кочевников предлагают иностранным туристам такую услугу, как проживание в своих семьях. Они делают это для того, чтобы пополнить свой бюджет, превращая в деньги открытие своей страны внешнему миру.
«Мы рады предложить посетителям пребывание в нашей юрте. У нас в Монголии мы можем запросто заглядывать к своим друзьям, другие люди также могут заехать к нам в гости без предупреждения», - говорит 51-летний пастух Товшинто Ваанчиг, владелец стада овец и коз.
Однако добраться до семьи пастуха, живущего в своей юрте, представляется весьма трудной задачей. Потенциальные посетители должны вытерпеть многочасовую поездку на джипе по пересечённой местности через обширные степи. Не имеющая выхода к морю страна во многом, остаётся ещё в прошлом. Многие из людей этой страны живут бок о бок с животными, бережно сохраняя старинные традиции и обычаи.
Пустыня Гоби, которая охватывает северо-западный Китай и южную Монголию, известна в прошлом как часть великой монгольской империи и один из этапов Шёлкового пути. В последнее время пустыня была местом паломничества для антропологов. Сейчас она превратилась в сокровищницу для шахтёров.
Гид Ююнборол Дэмбэрэл и её отец Дэмбэрэл Отгон зарабатывают на туристах, желающих увидеть нетронутое чудо природы – песчаные дюны Гоби и окружающие Гоби горы и степи. Каждый год они работают с мая по сентябрь. «Я рад быть в дороге несколько месяцев в году, у меня есть возможность возить иностранцев в пустыню Гоби», - рассказывает 72-летний Отгон, который до этого работал бухгалтером в государственном учреждении, а теперь стал «вольным стрелком» от туризма.
После нескольких часов езды по всей пустыне Отгон находит семьи, где имеются дикие лошади, достаточно спокойные, чтобы на них могли ездить туристы. Монгольские дети учатся ездить на них, начиная с шести лет, и многие из них становятся признанными мастерами верховой езды, которые не используют сёдла.
Кроме лошадей, коров, коз и овец, традиционный уклад жизни в Монголии немыслим без двугорбых верблюдов, «коренных жителей» Центральной Азии. 52-летняя Энхтуя Борохин является главой семьи, владеющей стадом верблюдов. Она переехало на это место шесть недель назад, для того, чтобы найти место для пастбища своих 400 верблюдов. Через месяц она снова тронется в путь в поисках лучшего места, где можно будет провести зимовку. Пустыня Гоби – место экстремальных перепадов температур, от минус 40 по Цельсию зимой до свыше 40 градусов летом.
Условия для туристов, которые предлагает Борохин, являются спартанскими, но стены юрты завешены красочными хлопчатобумажными тканями из Китая. Семья кочует вместе с единственным ценным предметом в юрте – печью, на которой готовятся все блюда для посетителей. Ежедневным продуктом питания в рационе скотоводов-кочевников является мясо, прежде всего баранов и коз, но монголы также используют в пищу мясо верблюдов, лошадей и коров. Чай обычно пьётся с молоком, к которому подаётся творог или жареная печень.
Семья Борохин живёт за счет продажи молока, сыра и шерсти животных. Борохин говорит, что она рада тому, что трое её детей учатся сельскому хозяйству и овладевают профессией в городе, в то время как остальные трое её детей выбрали жизнь пастухов. «Мои дети имеют новые возможности в городе, но в степи мы можем жить за счёт земли и животных», - говорит она.
Монголия не производит значительное количество готовой продукции и не может поддерживать свой экономический рост без масштабного экспорта природных ресурсов в соседние страны. Люди, которые переезжают в столицу Улан-Батор в поисках работы, оказываются в условиях жесткой конкуренци. Безработица является большой проблемой.
Зажатая между Россией и Китаем, Монголия имеет около 2,8 миллиона человек населения, причём менее половины населения страны ведёт кочевой образ жизни. Это одна из самых малонаселённых стран в мире, и она не имеет возможностей для осуществления крупных проектов добычи полезных ископаемых без привлечения иностранных инвестиций.
Статья завершается словами 35-летней Оюнборол Дэмбэрэл, которая говорит, что в горнорудной отрасли сейчас платят большие деньги, но устроиться на работу в горнодобывающую компанию очень и очень трудно: «Большинство автомобилей в городах Монголии принадлежат тем, кто работает в горной промышленности».
Даже сейчас, когда Монголия устремлена в будущее, прошлое этой страны остаётся близким в облике легендарного воителя Чингисхана, создавшего в 1206 году Монгольскую империю. Его имя можно найти в Монголии буквально повсюду – начиная от столичного аэропорта, заканчивая открытками и водкой.
«Нас не очень много, но у нас богатая история. Мы в Монголии говорим, что Чингизхан всё ещё кормит нас», - говорит Дэмбэрэл.
В скобках курсивом – примечания переводчика