Великий чайный путь – это караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. Путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет после, стал основой для развития туризма и создания международного маршрута. Забайкалье играет ключевую роль – именно здесь начинается туристический путь.
Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с начала 90-х годов при поддержке России, Монголии и Китая. Интерес к проекту вылился в проведение совещания всероссийского масштаба с участием представителей власти регионов Сибири, туроператоров и холдинга «РЖД-Тур» 4 июня, которое пройдёт в столице Забайкальского края. Факт, что Чита, а не город-миллионник Новосибирск, или любой другой город Сибири, станет точкой координации «Чайного пути» - крупнейшего из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, заставляет испытывать чувство гордости и одновременно тревоги. Трансграничный проект, вполне возможно, повлечёт за собой развитие въездного туризма в регионе если будет проведена чёткая координация из столицы Забайкалья.
Карта «Чайного пути»
Неоспорим тот факт, что родина чая - это Китай. Исследователь, ветеран туризма Забайкалья Альбина Ходаковская в своих публикациях о «Чайном пути» пишет, что первое упоминание о растении встречается в Китае в I веке нашей эры, во время правления династии Хань. Тогда же появился и иероглиф «ча». Однако есть сведения, что китайцы знали чай уже в III веке до нашей эры. О том, как люди обнаружили чайный куст, в Китае сложена романтическая легенда - в 2737 году до нашей эры в чашку божественного земледельца Шэнь Нуна случайно попали листья чайного растения. Попробовав отвар, он, якобы, был потрясён его вкусом и тонизирующим эффектом, и стал пить ежедневно.
«Европа узнала чай лишь в начале 16-го века. В 1517 году португальские мореплаватели привезли его в дар своему королю, а по-настоящему Старый свет «распробовал» чай почти 100 лет спустя, когда голландские суда доставили в Европу первые партии «китайской травы». Чай в Европу попадал с запада - морским путём, и с востока - через Россию», - пишет автор.
Чай был для России дорогим удовольствием, по данным Ходаковской он стоил примерно в 10 раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. Наиболее значимым в хозяйственно-административном, торговом и дипломатическом отношении для России стал Нерчинский острог. Первое посольство, которое проследовало в Пекин через Забайкалье, в 1670 году возглавил нерчинский казачий десятник Игнатий Милованов. Он «с товарищами» ехал в столицу Китая через Маньчжурию, проложив тем самым новый маршрут для русских посольств. Путь пролегал от Нерчинска до Аргуни в районе Цурухайтуя до рек Ган и Хайлар, затем через Большой Хинган и по долине реки Ял.
В соответствии с Нерчинским договором граница между обоими государствами устанавливалась по реке Аргуни на всём её протяжении, далее по реке Горбице, а от её верховьев - по Каменным горам - Становому хребту, далее по Амуру. Превращение Забайкалья в своеобразный центр пересечения дипломатических и торговых связей позволило краю заявить о себе как о перспективном в экономическом и политическом отношении. В связи с установлением кратчайшего пути Нерчинск становится крупным торговым и дипломатическим центром и получает в 1689 году статус города - центра Нерчинского округа. Кроме того, начиная с 1704 года, серебро и золото из руд, добываемых на Нерчинских заводах и используемых для производства российских монет, доставлялось на Монетный двор в Москву, затем в Петербург.
Нерчинск становится центром учреждённого Нерчинского уезда в 1690 году. Закрепляясь в Забайкалье, русское население стало устанавливать довольно тесные торговые связи с Китаем и Монголией. Китайские торговцы сами не приезжали в Россию, но через эвенков и монголов доставляли свои товары в русские остроги. Служилые люди покупали их оптом, а затем сбывали в Даурии или отправляли через Сибирь в Москву и другие города. Даурские служилые люди, а также приказчики московских купцов, постоянно проживающие в Иркутске и острогах Даурии, были посредниками в русско-китайской торговле, возникшей по инициативе самого местного населения.
Уже в последней четверти 17-го века Нерчинск приобретает значение крупного центра русско-китайской торговли. Из Китая через Нерчинск везли чай, ткани, ревень, скот, а из Нерчинска в Китай отправляли в большом количестве пушнину, главным образом соболя, лисицу, горностая, песца, колонка, сурка, мерлушку. В округе с 1856 года были учреждены ярмарки, существовала и постоянная торговля, например, в Чите работало 10 магазинов и лавок, в Нерчинске - девять. В Пекине работала русская торговая фактория, где велись большие торги.
Сибирский тракт и подъём Читы
Московско-Сибирский тракт (колёсно-гужевая дорога из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался ветками на Нерчинск и Кяхту – авт.) был проложен к 1735 году. По территории Забайкалья он проходит через Улан-Удэ, Читу с выходом на Шилку, Нерчинск и далее. До строительства Транссибирской железнодорожной магистрали Московско-Сибирский тракт являлся главной транспортной артерией между Европейской и Сибирской частью России, а 11 июля 1851 года по императорскому указу образуется пограничная Забайкальская область. Она занимала обширную территорию - современной Бурятии, Забайкальского края и части Амурской области. Чита получает статус города.
Благодаря строительству Китайско-Восточной железной дороги основные потоки товаров из Китая стали проходить через станцию Маньчжурия. В Северный Китай потянулась масса русских купцов и промышленников, которых привлекали поощрительные железнодорожные тарифы. Маньчжурия стала снабжать Забайкалье, Дальний Восток и Восточную Сибирь своим хлебом, вытесняя с этих рынков западно-сибирскую пшеницу. Из Северного Китая через станцию Маньчжурия поступали зерно, продукты питания, чай, шелковые ткани, фарфоровые изделия, сахар-леденец, корень женьшеня и разные товары. Но главным и дальним транзитным товаром был чай - он был дорогим и приносил высокий доход. В обратных товаропотоках из Забайкалья в Северный Китай доставлялись полуфабрикаты из Европы, преобладали хлеб, соль, железо, лесоматериалы, мануфактура, спирт и прочее.
Всему свету опыт рассказать
После перестройки в России вместе с традиционной торговой формой внешнеэкономической деятельности появились других виды экономического взаимодействия с зарубежными странами, например, миграция иностранной рабочей силы, привлечение иностранного капитала, создание свободных экономических зон. Но самое главное, получил развитие и въездной и выездной туризм, с экскурсиями и рассказами из истории. Значение туризма сложно переоценить в современных экономических условиях. Правильное продвижение тур продукта и их демонстрация привлекает иностранцев в субъекты, что сказывается на экономике и инфраструктуре в целом.
Разработкой и утверждением проекта «Великий чайный путь» занимаются ещё с конца прошлого века. В этом году заинтересованные участники провели первое заседание в Красноярске с участниками субъектов Сибирского федерального округа, второе - в Иркутске 27 марта с представителями из провинций Китая. Пять регионов трёх стран подписали протокол о создании трансграничного маршрута «Великий чайный путь». Пока проект запускается на территории России с организованным пресс-туром в августе для представителей зарубежных СМИ при поддержке Ростуризма. Следующим этапом может стать организация регулярного маршрута по железнодорожной дороге в беспересадочных прицепных вагонах по маршруту от приграничного Забайкальска по России через Читу, Улан-Удэ, Иркутск и дальше по тропам «Чайного пути».
Представители Забайкальского края на заседаниях совета предложили рассмотреть свой опыт организации подобных маршрутов. В 2012 году туристическое бюро путешествий «Спутник» организовывало маршрут «Степная звезда», в 2014 году туроператор «Надежда» организовывал подобные поездки в Китай и обратно.
Эти компании смогут поделится опытом. Турфирма «Надежда», по словам директора компании Альбины Колток, делала проект международного уровня «Посланники юности, мира и дружбы», в рамках которого два года подряд по 100 человек отправлялись из Читы в столицу Внутренней Монголии - город Хух-Хото.
«В основном это были творческие юноши и девушки. До Забайкальска они ехали поездом, дальше самолётом. Потом у нас был проект по Забайкалью – «Моя малая родина Забайкалье». Рассказывали детям о малой Родине, с экскурсией. Выезжали в Нерчинск, показывали Бутинский дворец, рассказывали, как были подписаны торговые договоры на территории города», - рассказывает Альбина Колток.
Есть у компании и международных проект, посвящённый 70-летию окончания Второй мировой войны, «Чита-Хайлар - города-побратимы». В рамках этого проекта уже 86 человек слетали в Хайлар, а на конец августа этого года запланирован ещё один тур.
«В проекте есть экскурсии на тему Второй мировой войны, с акцентом на рассказы о восточном направлении. История западного направления известна более-менее, а о боях на восточной стороне страны мало что рассказывают», - уточняет директор по туризму компании.
Пока ещё неизвестно, какая из компаний будет курировать проект – региональные операторы или «РЖД Тур» (специализированная туристическая компания холдинга «РЖД» в области туризма и организации туристических перевозок, - авт.), которая уже имеет опыт организации аналогичных маршрутов по всей территории России. Заместитель генерального директора «РЖД Тур» Александр Львов, который также приглашен к участию в конференции 4 июня, отмечает, что компания готова представить свои предложения по организации взаимодействия всех заинтересованных сторон – как в организационном плане, так в части возможного субсидирования проекта.
Сегодня «РЖД Тур» выступает оператором разнообразных железнодорожных туристических проектов – как коротких туров «выходного дня» в эконом-сегменте, так и многодневных круизных путешествий в вагонах класса «Люкс». Например, туристический поезд «Императорская Россия», ежегодно назначаемый в сообщении Москва – Пекин – Москва, в этом году будет курсировать в период с 23 августа по 14 сентября.
«Состав традиционно поедет из Москвы с ночными железнодорожными переездами и дневными остановками в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске и Улан-Удэ, Улан-Баторе до границы с Китаем. Дальше пассажиры пересаживаются на китайский состав и едут в Пекин. Отличается такой маршрут от «Чайного пути» тем, что рассчитан на вип-класс – он достаточно дорогой, предназначен в первую очередь для европейских и латиноамериканских туристов, хотя периодически среди путешественников слышна и русская речь. Тур рассчитан на две недели, в пути следования и в городах организовано полноценное трехразовое питание, вагоны оборудованы душевыми кабинами и всеми средствами для комфортабельного путешествия», — рассказывает заместитель гендиректора.
Для российских граждан среднего класса компания предлагает менее продолжительные и затратные маршруты «выходного дня» с организацией перевозки в купейном сегменте. Для планируемого маршрута по «Чайному пути» с целью формирования приемлемой стоимости перевозки также предполагается задействовать обычные купейные, но современные вагоны.
Преимущество подобных туров, по словам собеседника, в том, что на всём пути следования турист едет в одном и том же вагоне: «Туристы в этом вагоне ночью едут, утром выходят в новый город на экскурсионную программу. Гостиница не нужна — и это существенная экономия. При этом личные вещи остаются в вагоне, и домашние тапочки вечером ждут туриста под той же полкой, где были оставлены утром».
Караван отправляется в 2016 году
Маршрут «Великого чайного пути» хотят сделать регулярным в 2016 году - с мая по ноябрь. Продолжение маршрута на зиму будет зависеть от поддержки государства.
Пока китайская сторона намерена продолжить работу по организации специального туристического поезда «Звезда Евразия» по маршруту Пекин - Маньчжурия - Чита - Улан-Удэ - Иркутск. Его запуск запланирован в августе этого года.
Среди других сроков в итоговом протоколе значится совместная разработка транспортных направлений. Например, доставка туристов самолётом из Хух-Хото до столицы Монголии - города Улан-Батора, потом на специальном туристическом поезде через Улан-Удэ до Иркутска и обратно тем же путём. Рассматривается также открытие регулярного рейса Улан-Удэ – Хух-Хото – Улан-Удэ.
Не исключено, что уже в этом году будет организован международный трансграничный автомобильный пробег Маньчжурия – Чита – Улан-Удэ – Иркутск – Улан-Батор – Ажихасатэ (китайско-монгольский пограничный пункт пропуска – авт.), и кольцевой туристический маршрут Маньчжурия – Забайкальск – Чойбалсан – Ажихасатэ с использованием безвизового режима.
Будет спрос, если бы не риски
По статистике, которую озвучивает представитель «РЖД Тур», только в прошлом году более 400 тысяч китайских туристов приехали в Россию с целью отдыха. Из этого напрашивается вывод, что маршрут «Великий чайный путь» будет востребован.
«Большая часть туристов едет в Москву или Санкт-Петербург, но территории за Уралом тоже привлекательны, и красот там не меньше», – считает собеседник агентства. Есть проблема с большими расстояниями, и именно запуск чартерного вагона позволит создать приемлемый тариф на железнодорожные перевозки. Сложности со стоимостью возникают, когда перевозки являются разовыми и нерегулярными, если же это встаёт на поток, то и работа, и ценообразование будут выстроены по-другому». Техническая возможность для организации маршрута, по мнению Львова, имеется.
Какой бы ни был спрос, новое решение нужно продвигать, особенно это касается китайского рынка. Александр Львов отмечает, что китайская сторона консервативна в своих видениях, поэтому достаточно часто приходиться сталкиваться с ситуациями, когда к новым идеям относятся с недоверием. Поддержка проекта на государственном уровне становится гарантом его реализации.
Пока одна из гарантий для китайцев видится в том, что маршрут включён в план мероприятий по реализации стратегии развития туризма в России на период до 2020 года, подписанный председателем правительства Дмитрием Медведевым. После проведения совещания в Иркутске китайская сторона предложила довести до руководителей Монголии России и Китая идею о необходимости включения «Великого чайного пути» в перечень объектов нематериального культурного наследия ООН, в дальнейшем соединив «Чайный путь» с Евроазиатской железной дорогой в России. Тем самым заинтересованность иностранцев в проекте, которой не было раньше, всё-таки прослеживается.
Делегация из Китая на совете в Иркутске предложила взять на себя изготовление всех рекламных материалов о маршруте на трёх языках и попросила участников предоставить всю информацию.
Интерес в маршруте для россиян пока прослеживается слабо. Сложно назвать данные по количеству желающих отправиться из Читы, например, в Иркутск или Улан-Удэ на чартерном поезде. Однако по прогнозам, китайская сторона 4 июня может высказать идею в продлении маршрута по Китаю и тогда уже будет интересно нам.
Пока также непонятно, как именно будет организован маршрут. Туроператоры каждой территории 4 июня должны будут предоставить намётки своей программы, способной заинтересовать как минимум 200 туристов, сложить хорошее впечатление о регионе, побудить приехать вновь или оставить положительные отзывы. По итогам совета в Иркутске известно, что правительство Республики Бурятия предложило связать «Неделю туризма в Сибири» и празднование 350-летия Селенгинского острога в сентябре к планируемому пробному маршруту. Правительство Забайкалья аналогично предложило принять участие туристов в финале чемпионата России по шахматам с 5 по 18 августа.
Насыщенная событиями история трёх регионов сможет вписаться в маршрут и привлекать туристов, если ей правильно распорядиться. Заместитель директора Нерчинского музея Александр Литвинцев уточняет, что план августовского пресс-тура для иностранных СМИ на территории Нерчинска не включает посещение места, где был подписан Нерчинский договор – по сути самый интересный момент как для китайских, так и для японских туристов. Зато в плане мероприятий есть бал во дворце Бутина, костюмированное театрализованное представление, где семья купца встречает гостей и проводит экскурсию по дворцу. Здесь и ощущается напряжённая ситуация – от проработанности маршрутов как раз-таки и зависит спрос «Великого чайного пути», нежели от федеральной поддержки и отчётов на бумаге.