Живя в Чите, вы, наверняка, знакомились с немногочисленными трафаретными достопримечательностями. Какими-никакими, но туристическими мекками нашего города принято считать площадь Ленина, «храм возле вокзала», церковь декабристов и обзорную площадку на Титовской сопке. Предлагаю вам, намеревающимся выйти за пределы читинской троллейбусной сети, «редкие земли», андеграундную Читу, места nota bene для посещения тем, кому наскучила недосказанность вылощенных бутиков и замыленность оконных видов.
Места эти, в большинстве своём ваяния природы, испещрённые последствиями человеческих попыток подружиться или же, как ни трагично, доминировать над ней. Это места вселенского покоя (в финале «Отцов и детей» описано подобное состояние природы), их не в силах опорочить даже рёв моторов поблизости. Это альтернативный мир специфической красоты, разглядевших которую ждут эмоции седьмого неба (сужу по себе). Пафосными фото в стиле рок-фотосессий вы почти гарантированно будете обеспечены (многие любят всё постиндустриальное на российский манер и «околозаброшенное»). Я надеюсь, возвращаться от этих мест в свои гнёзда вы будете под всё усиливающееся желание «хоть глазочком заглянуть бы» сюда ещё и «узнать бы, что за судьбы ждут тебя, человек».
P.S. Оглядываясь назад, вынужден признать, что получился озёрный топ – я лимнолог в душе́ (фетиш на озёра или, вернее, глубокая привязанность) – ничего не поделаешь. Итак, let's go to the stalker-nontrivial-post-criminal-hometown travel!
Черновский «неочевидный Клондайк»
Зачем. чтобы увидеть «закат всех империй разом» и то, чему чётких объяснений пока не дано - заставляющие сказать «вау» феномены, возникшие, как полагается, по воле случая.
Что. Черновски́е – читинская terra incognita. Покинутые угольные карьеры, многие из которых заполнены водой – спектр цветов от глиняно-серого и лазурного до изумрудного. Самое глубокое в Чите (до 15 метров) и, пожалуй, самое мистическое озеро Швейка: в нём покоится швейная фабрика и целый автопарк с вечной пропиской. Образовалось оно из-за прорыва дамбы на реке Жерейка. На дне бьют ключи – небольшая полынья на северо-западе не замерзает и пузырится – ощущение, что фабрика работает до сих пор. А также здесь обосновались птичьи гнёзда (это место облюбовали чомги – те ещё милахи) и на десерт – палеонтологический памятник Красная горка – заархивированный в красных глиняных пластах мезозой.
Где. Черновский район, между посёлками ЧЭС и Восточный
«Степная жемчужина» озеро Угдан
Зачем. Убедиться, что «сотни лет все ветры возвращаются на круги своя».
Что. Как насчёт увидеть процесс прихода «эпохи воды»? Пересохший в начале 2000-х мелководный Угдан (оставивший преемника – Бормашинное озерцо) – место гнездования птиц, по значимости сродни Торейским озёрам, и местная грязеснабжательница санаториев края, подаёт признаки жизни. Прошедшим летом Угдан заявил о себе, пока робко, лишь бы не сорвалось: обильные дожди сделали своё дело, и в котловине озера теперь блестит вода.
Где. Черновский район, севернее КСК (Олимпийский проезд, «пьяная дорога»).
Твой всепонимающий друг - Кенон
Зачем. «Там катится солнце – прыгай и лови», будем «гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде…».
Что. Такого нет больше нигде: ни таких размеров озера в черте российского города. Ни таких берегов, над которыми потрудился Эол. Ни такой флоры, ни местных обитателей - рыб, птиц, реликтовых жемчужниц в одном месте. Ни таких пейзажей - вечно залитое солнцем небо, синие сопки, город-заложник и даже ТЭЦ смотрятся органично. Не буду говорить «к месту»: хотелось бы, чтобы ТЭЦ прекратила откачку-сброс кенонской воды).
Здесь просто-напросто привольно: нечто подобное я ощущал только у моря. Кенон – это странник, который покинул однажды свою гавань и осел меж сопок, как пример победы всего вечного над преходящим. Он видел многое, и ещё многое увидит. В том числе потому, что нынешние ливни одарили его некогда испарёнными полутора метрами глубины: возродился даже Малый Кенон на севере Большого – «земля обетованная» для рыбы и птицы.
Любителям «зон отчуждения» заброшенные водозаборы, золоотвалы ТЭЦ предоставляются даром.
Где. Черновский район, окружён КСК и ГРЭСом с севера, улицей Рахова с востока, Кадалой и Засопкой с юга. Интересно также маленькое шоссейное безымянное озеро на северо-западе от Кенона.
Альтер-Елисейские поля: будущий ивановский лугопарк
Зачем. «Цветы: живые, тёплые, хмельные. Цветы: куда ни погляди»; и познать, что такое «далеко до захваченных ветром лугов, но сердце так бьётся и не сдаётся».
Что. Луг вдоль жизнерадостного Ивановского ручья, несущего воды в Кенон, прохладная ивовая тень, разнотравье и разноцветье: подснежники, ирисы, саранки. А ещё крышесносящие закаты, наблюдать которые можно прогуливаясь по теплотрассе или сидя на бетонных плитах. Застройщики пытаются отвоевать эту землю: у них не выйдет – на стороне природы Водный кодекс и надежда (хорошо бы не слепая).
Где. Черновский район, между проспектом Жукова и Нахаловкой.
Заозёрье (мой термин для обозначения группы запруженных котлованов в районе ЗабИЖТа)
Зачем. Увидеть собственными глазами, что «вот уж точно тут никто не забыт, но… на всё забито».
Что. Местечко на любителя: запах сбрасываемых канализационных вод с жилых домов, арматура, рытвины со времён строительства железной дороги и веяние грядущих перемен – всё-таки потенциальный парк по генплану.
Где. Железнодорожный район, севернее ЗабИЖТа (улица Магистральная)
Ингодинские котлованы
Зачем. Поймать себя на мысли: «Очень обидно нам раздружаться, если в природе мир и покой».
Что. Котлованы, в которых некогда добывался строительный материал (ПГС), ныне залитые водой. Ничего уже не напоминает о тех временах: здесь будто поселилась сама безмятежность.
Где. Читинский район, южнее села Засопка, близ Ингоды
Ирригационные верх-читинские системы
Зачем. Поверить и тут же поставить под сомнение, что «ты человек, ты сильный и смелый; иди против ветра, на месте не стой».
Что. Гидромелиоративная система каналов к северо-востоку от Читы, задачей которых было отвоевать плодородные земли у болот для пашни и сенокоса. Символ того времени, когда советский человек пытался «запереть стеной Днепр, освоить целину» и так далее. Прозрачная вода, цветы всех мастей прилагаются. И кстати, вода в некоторых каналах бежит почти параллельно Читинке, но в противоположную сторону (местные Волга и Свияга).
Где. Читинский район, от села Верх-Чита до села Бургень.
Бонус: Банное озеро
Зачем. «Влюбляться в моде снова».
Что. Крайне историческое озеро – наследство русла Читинки, гипотетическое место омовения декабристов и кровавой деятельности НКВД... Сейчас оно переживает не лучшие времена. Но посмотреть стоит: придётся, правда, изрядно постараться, чтобы подступить к нему.
Где. Центральный район, ниже улицы Амурской, огибается Ремесленной улицей.