Сейчас в СМИ и соцсетях много разных предположений-гаданий по поводу условий поездок забайкальцев в соседний город-магазин Маньчжурию. Я тоже не стал стоять в стороне от этих простых человеческих радостей.
Давайте попробуем разобраться, что у нас сейчас есть и на что мы можем рассчитывать в ближайшее время. А то очень в Маньчжурию хочется. Там на Первой улице моя с Володей Ляшенко любимая пельменная, где чудный салат лянцай. А то в Чите в китайских ресторанах втридорога кормят не могу сказать чем, мои любимые редакторы всё равно вырежут. Сколько можно?
Начнем издалека
В международном плане основное содержание современной эпохи — попытки коллективного Запада во главе с США сдержать рост Китая, который неудержимо становится большим, одних валютных резервов, слышно, 3,128 триллиона долларов на декабрь. Понятно, что сильно не покомандуешь.
Запад пытается втянуть Китай в военный конфликт на острове Тайвань, который принадлежит КНР, провоцируя местных сепаратистов на провозглашение государственной независимости. Китай ни фига не втянулся. Чтобы сепаратисты были в нужном тонусе, учения там, эсминцы с бомбардировщиками туда-сюда-обратно, но не более того.
Пока мы не увидим, что Китай перепрятал свои триллионы в место, куда до них не дотянутся загребущие западные ручки, в Тайваньском проливе войны, думаю, не будет. Китайцы же не дебилы. Древняя цивилизация, сложно с ними… Но точно не дебилы.
Еще Запад делает всякие пакости, вроде запрета экспорта микрочипов и тому подобного. Особенно мелкая гнусь связана с COVID-19. Три года китайцам любили мозги, что профилактические меры слишком драконовские и разрушаются цепочки поставок. Сейчас также любят то же место, что там якобы вспышка COVID-19, и для въезда китайцев всякие придумывают ограничения: фиг с ними, с цепочками поставок, лишь бы китайцам досадить.
Из этого следует простой вывод: открытие Китая — существенная в настоящее время проблема для властей КНР. Китай хочет открыться, и он откроется, потому что сам этого хочет.
Тогда, не знаю когда
27 декабря Китай официально объявил, что с 8 января он оптимизирует политику и меры иммиграционного управления. В частности, Китай возобновит выдачу обычных виз и видов на жительство для иностранцев, а также освободит от туристических виз краткосрочных путешественников. Китай, наконец, решил отменить некоторые из своих самых строгих ограничений на поездки — шаг, которого давно ждали бизнес-группы.
Начиная с 8 января среди прочих изменений Китай больше не будет проводить тесты и централизованный карантин для всех прибывающих. Путешественникам, прибывающим в Китай, больше не нужно будет запрашивать код здоровья в китайских посольствах или консульствах, хотя по-прежнему потребуется отрицательный ПЦР-тест за последние 48 часов. Если декларация о состоянии здоровья соответствует норме и обычная карантинная проверка в пограничном порту проходит нормально, они могут быть пропущены в Китай без дополнительных требований.
Китай продолжит оптимизировать условия для иностранцев, возвращающихся в Китай для возобновления работы, бизнеса, учебы, посещения семьи и воссоединения, и предоставит соответствующие визовые возможности.
Что важно знать нам, кому воссоединяться в Китае с семьей ни разу не надо?
Официально говорится, что Китай возобновит выездной туризм в упорядоченном порядке с учетом международной эпидемической ситуации и возможностей сервисной поддержки всех секторов. Учитывая, что в общем плане не введена конкретная визовая политика для въезжающих путешественников и не предусмотрены четкие сроки возобновления выездного туризма, сравнительно свободный поток людей между Китаем и остальным миром еще предстоит увидеть. Это звучит довольно неопределенно, что нехорошо.
Хорошо тем не менее, что, поскольку Китай пытается перейти к жизни с COVID-19, а высшее руководство Китая снова начинает уделять основное внимание экономическому росту, о чем свидетельствуют отчеты Центральной экономической рабочей конференции, у Китая не будет много времени, чтобы полностью открыть свои границы.
Какой у Маньчжурии экономический рост без покупок жителей сурового, но солнечного Забайкалья? Так, смех один.
Ау, Маньчжурия!..
Канцелярия иностранных дел города Маньчжурия не стала тянуть резину. В Китае это вообще не принято, для карьеры вредно. Раз государство решило открыться, то власти пограничного города 3 января, прямо в новогодние каникулы, говорят, прислали эпистолу (цитирую, как понимаете, по памяти):
1. Возобновление времени работы МАПП. Ежедневная продолжительность пограничного и таможенного оформления на МАПП устанавливается в количестве 12 часов с 09:00 до 21:00 (тут и далее по тексту — время читинское) начиная с 8 января 2023 года.
2. Требования к въезжающим. В соответствии с требованиями «Уведомления о временных мерах по въезду и выезду китайских и иностранных граждан» все прибывающие на территорию Китая должны пройти ПЦР-тест за 48 часов до въезда. Те, у кого получен отрицательный результат, могут прибыть в страну без предварительного обращения за кодом здоровья в китайские загранучреждения, внести такой результат во въездную таможенную декларацию и пройти все обычные въездные процедуры.
3. Требования к въезжающим автотранспортным средствам:
3.1. Планирующие въезжать на территорию КНР через МАПП российские автотранспортные средства с числом сидений от 8 и более (не считая места водителя) должны строго следовать требованиям «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении» (всё как обычно, но виз-то у водителей нет).
3.2. До получения российскими и китайскими водителями и пассажирами виз для въезда в КНР и РФ предлагается открыть с 8 января 2023 года регулярные пассажирские автобусные рейсы через МАПП в стыковочном формате. Временно планируется ежедневно каждые два часа в 09:00, 11:00, 13:00, 15:00, 17:00 и 19:00 выпускать и принимать международные рейсовые автобусы (их количество можно увеличить или уменьшить в соответствии с фактическими условиями).
В указанное время въезжающие в КНР через МАПП граждане обоих государств будут доставляться к северной и южной сторонам здания пассажирского контроля МАПП «Маньчжурия». По окончании всех необходимых процедур все въезжающие пересядут в китайский автобус для дальнейшего следования на территорию города Маньчжурия. После прохождения российским международным автотранспортным средством всех въездных и выездных процедур оно возвращается обратно в Забайкальск.
Доехал без визы до МАПП и обратно без визы. Изобретательно.
Тут важно продумать насчет ПЦР-тестов. В условиях фантастического бардака, который федералы организовали на федеральной границе с формированием очередей на проезд в Маньчжурию, возникает опасность тормознуть в вольном городе Забайкальске и просрочить свой тест. В Забайкальске ПЦР-тесты не делают, ближайшие точки — Борзя и Краснокаменск. Надеюсь, найдутся умные люди, не оскудела талантами земля даурская, организуют тестирование в пограничном посёлке. Хоть бы даже и на МАППе.
И еще начальник Канцелярии иностранных дел Маньчжурии господин Чжан Чжицзе обошел оглушительным молчанием формальности, по которым нас пустят в пельменную на Первой улице.
Пропускают через границу только тех, у кого есть действующая виза
Визу можно оформить прямо в Генеральном консульстве КНР в Иркутске. В Чите много всяких ООО-шек, которые за некоторую мзду помогают с формальностями, но только для деловых, коммерческих виз, но не туристических. И на том пока спасибо.
«Говорить о поездках в качестве туристов очень преждевременно. Мы работаем с турфирмами, спрос на Китай очень большой. И мы сами рады были бы видеть у себя гостей, но всё это пока — лишь перспектива», — приводятся в сообщении на официальном портале органов власти Забайкальского края слова вице-премьера правительства Забайкалья Александра Бардалеева.
Высказывание хоть в граните отливай, хоть в мраморе. Больше скажу, хотя больше Александра Бардалеева сказать трудно. Открытие большого Китая в виде маленькой Маньчжурии, которого все так долго ждали, произошло стремительно и как-то… неожиданно. Разрешительная система оказалась не готова.
С другой стороны, есть Маньчжурская свободная экономическая зона взаимной торговли и туризма, известная как торговая зона. Она функционировала с 2016 года, тогда Александр Бардалеев у нас еще, к сожалению, не работал. Но я уверен, что он знает, для въезда туда вообще, кроме действительного загранпаспорта, ничего не надо.
Хорошо бы пошевелить китайцев-то, а то те, видно, совсем обалдели от радости, про торговую зону забыли. Там, правда, кухня так себе, но прикупиться можно вполне себе. Я верю в Александра Бардалеева, а особенно в Китай, который решил открыться, и Маньчжурию, которая три года стоит, бедная, без работы и носом землю роет, чтобы забайкальцы в нее приехали.
Визы, говорите?
Виз ни у кого нет. Генконсульство в Иркутске их только сейчас начнет выдавать, в прошлом механизмы были отлажены, на их восстановление уйдет время. Не думаю, что большое, может, месяц-полтора-два, но это деловые поездки — для водителей автотранспорта, надо же кому-то водить в Маньчжурию автобусы, и для серьезной публики. А не для нас, скромных любителей китайской культуры (и гастрономической тоже).
Вот именно поэтому пограничный порт Маньчжурия 8 января официально снял ограничения, связанные с COVID-19, в рамках нового оптимизированного управления страной, полностью возобновив нормальную работу после сбоев из-за пандемии в последние три года, о чем торжественно сообщили СМИ КНР. Как он мог не заработать, коли весь Китай открылся? Как в армии, хоть безобразно, но единообразно, пусть пьяные, лишь бы спали на одном боку.
Но в этот долгожданный день, когда — ура-ура! — возобновились международные автомобильные пассажирские перевозки, только шесть пассажиров из России въехали в Китай на первом автобусе, сообщил таблоид Global Times со ссылкой на официальное заявление местного таможенного управления. Все они были гражданами КНР, которым китайская виза не нужна. И все они сидели тут у нас долгие месяцы, потому что их китайская родина не принимала.
Однако. Знаете, первый автобус встречал мэр города Маньчжурия. Сам. Китайские соцсети наполнены восторженной риторикой со слезами восторга на глазах.
Руссо туристо! Облико морале!
Вообще, есть Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года. Я поспрашивал у старых товарищей в турбизнесе. Оказалось, правительство Российской Федерации, дай ему, сердечному, бог здоровья и благополучия, еще три годика назад, 31 января 2020 года, когда все от COVID-19 со страху ежились, приняло распоряжение № 153-р.
Распорядилось в целях обеспечения безопасности государства, это, согласитесь, первое дело, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации временно приостановить безвизовые туристические поездки. Потом еще были документы.
Но это ничего, потому что, как подчеркнул Михаил Мишустин, который у нас председателем правительства Российской Федерации работает, меры эти «обоснованы особыми обстоятельствами и носят исключительно временный характер». А он знает, что надо подчеркивать.
Другое дело, пока Китай был закрыт, органы координации ловили ртом мух и не обменивались списками и образцами печатей туроператоров, уполномоченных для работы по указанному межправсоглашению, коли оно было приостановлено. Более того, у нас орган координации — агентство «Ростуризм» — вообще был упразднен указом президента России 20 октября. Функции агентства перешли Минэкономразвития, которое должно завершить ликвидацию Ростуризма аж еще до 15 марта 2023 года. Хотя, согласно тексту документа, работники упраздняемого агентства продолжат выполнять свои обязанности до высвобождения в соответствии с законодательством РФ.
Как я понимаю, те, кому в правительстве Забайкальского края это положено, списки забайкальских туроператоров подавали своевременно и аккуратно. И уже 9 января (звучит несколько зловеще, но это ничего) разыскали недоликвидированный Ростуризм, получив заверения, что образцы печатей российских туроператоров будут направлены куда надо, то есть в органы пограничного контроля КНР, чтобы восстановить пропуск российских граждан по турспискам, как только правительства двух стран об этом условятся.
Это довольно технический вопрос, поскольку в Едином федеральном реестре туроператоров представлены 11 компаний из Забайкальского края, в том числе 4 могут работать как на выездное, так и въездное направление. Актуальная действующая инфраструктура у нас есть, с отправкой китайцам образцов их печатей недоликвидированный Ростуризм как-нибудь справится. Я верю в Ростуризм, особенно в Китай, который решил открыться, и Маньчжурию, которая три года стоит, бедная, без работы и носом землю роет, чтобы забайкальцы в нее приехали.
Китайцы это дело будут, думаю, продавливать. А давить они умеют. И у них есть чем. И у нас есть куда. Это займет время, но я поговорил с десятком серьезных людей, которые знают, что дело требует усилий, и эти усилия во все лопатки прилагают. Ирину Васильевну Ермолину, представителя в Забайкальском крае Российского союза туриндустрии, я знаю по Забайкальску и Чите лет, может, 25. Приложит усилие, мало не покажется. И вот еще что.
Китайский визовый центр на МАПП «Маньчжурия» готовится к работе
Об этом говорят наши собеседники в турбизнесе в Забайкальске и Чите.
Помните, как это было до 2020 года? Берешь в правильном турагентстве приглашение на туристическую визу. Приезжаешь на МАПП «Забайкальск» и там в результате несложных формальностей получаешь однократную, либо двукратную, либо групповую туристическую визу с правом пребывания в пельменной на Первой улице не более 30 дней.
Вся эта инфраструктура у китайцев в течение трех лет бездействовала, но сохранилась в целости.
Голодные от безработицы туристические компании, которые до закрытия Маньчжурии участвовали в организации туристических поездок, находятся в контакте со своими голодными от безработицы китайскими партнерами. По мнению последних, туристические поездки могут быть восстановлены после праздника весны 22 января 2023 года. Официально праздновать его наступление в Китае планируется с 22 января по 5 февраля.
Китайские туристические компании сообщили уполномоченным туроператорам в Забайкалье, что бланки приглашений на открытие вышеуказанных туристических виз на МАПП «Маньчжурия» могут быть переданы российским контрагентам примерно в эти сроки
В общем, давайте закругляться
Китай открылся как целый день тому назад. Вопросы есть, их немало. Каких-то прямо совсем-совсем безнадежных нет.
Перечитав Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии от 4 февраля 2022 года, еще раз убедился в этом.
Осторожные люди осторожно говорят, что восстановление осторожного туристического обмена — дело осторожного будущего.
Восстановление Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года — дело федеральных органов. Я верю в наши осторожные федеральные органы, особенно в Китай, который решил открыться, и Маньчжурию, которая три года стоит, бедная, без работы и носом землю роет, чтобы забайкальцы в нее приехали.
Но у федеральных органов свои приоритеты, поэтому времени потребуется побольше.
Что касается возобновления визового центра на МАПП «Маньчжурия» — это дело исключительной компетенции китайской стороны. Я надеюсь, что ей не понадобится больше месяца-полутора, чтобы решить это дело в интересах мира во всём мире. В ответ на попытки коллективного Запада во главе с США сдержать рост Китая.
А что касается поездок в торговую зону Маньчжурия… Думаю, те, кому должно, знают телефон начальника Канцелярии иностранных дел г. Маньчжурия г-на Чжан Чжицзе. На всякий случай вот он — 81086-470-6237259.
А вы планируете поехать в Маньчжурию при появлении этой возможности?