В 1912 году в Чите располагался первый в Российской империи военный авиационный отряд. Аэродром был чуть западнее современного в Каштаке. Правнук одного из авиаторов, Антон Сасковец, увлекся изучением биографии героического предка, это вылилось в публикацию романа «Рудольф» (12+) и сборника статей, посвященного наиболее ярким авиаторам этого подразделения. Потомок летчика ведет свой YouTube-канал и группу в Telegram под названием «Авиатор Рудольф». Рассказываем, как зарождался отряд и как жили летчики. Благодаря им в том числе сохранились фотографии старой Читы (и не только) с высоты.
При подготовке текста использовался сборник статей «Летчики 23-го авиационного отряда. 1912–1922» Антона Сасковца и Марата Хайрулина.
История отряда
На бумаге авиационный отряд при 4-й Сибирской воздухоплавательной роте был создан в Чите в ноябре 1911 года. Он просуществовал с весны 1912-го по осень 1921-го. С течением времени менялось и его название: сначала стал называться 23-м корпусным авиационным отрядом, затем, уже в Красной армии, — 23-м Свияжским авиаотрядом и наконец 23-м разведывательным авиаотрядом.
После подписания бумаги о создании отряда из окрестных частей были набраны нижние чины — по большей части крестьянского происхождения, не имевшие представления о столярном и слесарном ремесле. В том же месяце в Читу прибыли аэропланы в сопровождении шести нижних чинов из Отдела воздушного флота при Офицерской школе воздухоплавания (будущей Гатчинской авиашколы).
Летчики прибыли в Читу только весной 1912 года, поэтому авиаотряд был официально сформирован приказом командира 4-й Сибирской воздухоплавательной роты 13 мая 1912 года. В него вошли 4 офицера (еще не прибывший штабс-капитан Петр Никольский и трое уже находившихся в Чите пилотов) и 33 нижних чина. Двадцать пять из них были старослужащими: четырнадцать из Гатчины и одиннадцать «местных». Еще восемь — молодые солдаты, принявшие присягу за две недели до возникновения авиаотряда. В основном в отряд попали имевшие до призыва специальности слесарей, столяров и шоферов.
Под руководством летчиков нижние чины отряда стали оборудовать аэродром, строить сараи для аэропланов и собирать сами крылатые машины: два аппарата «Фарман-7» и один «Блерио-11». Граница складов проходила по улице Албазинской (сейчас Курнатовского), упоминались Кастринская и Александровская (Амурская).
Сейчас на месте первой взлетной полосы Сибири находятся дачные участки, но читинский аэродром малой авиации Каштак расположен совсем недалеко — в паре километров к юго-востоку. Первые полеты в отряде прошли 28 мая 1912 года.
Полеты продолжались в отряде до 14 октября 1912 года, общий налет составил 97 часов 34 минуты. Уже в этом году летчики отряда обучали полетам нижних чинов.
В феврале 1914 года офицеры и 27 нижних чинов авиаотряда при 4-й Сибирской воздухоплавательной роте были приказом командира роты переведены в 23-й корпусной авиационный отряд и через два дня отправлены из Читы в Варшаву, где отряд вошел в состав 2-й авиароты.
Буквально через неделю после прибытия штабс-капитан Петр Никольский сдал командование штабс-капитану Петру Прищепову. На момент вступления в Первую мировую войну в отряде было три летчика: штабс-капитаны Петр Прищепов, Александр Жохов и поручик Борис Фирсов, а также пять аэропланов «Фарман-16».
Начало войны сложилось для отряда крайне неудачно. Он вошел в VI-й корпус 2-й армии генерала Самсонова, начавшей наступление в Восточной Пруссии. Однако к 10 августа 1914 года все самолеты отряда были поломаны в районе Ломжи — отчасти из-за обстрела аппаратов частями собственной пехоты, отчасти по неопытности молодых летчиков, не справлявшихся со взлетом с неподготовленных площадок в ветреную погоду. В результате штабс-капитан Прищепов был 18 сентября 1914 года отставлен от должности. Остальные летчики были отправлены в Гатчину переучиваться летать на разведывательных аппаратах «Депердюссен».
К концу года авиаотряд возобновил боевые действия западнее Варшавы на новых аэропланах «Депердюссен». Вооружен экипаж был револьверами «Наган» и пистолетами «Маузер», 8- и 20-фунтовыми бомбами и стрелами. Наблюдения записывались в полете на полях карты. Ни радио, ни пулеметного вооружения на самолетах не было. Несмотря на сильные морозы, доходившие до минус 25 градусов на земле, отряд регулярно в течение февраля, марта и апреля 1915 года утром и вечером совершал полеты с целью разведки.
Полную историю отряда во время Первой мировой войны можно посмотреть в видео.
Авиатор Рудольф
Один из авиаторов отряда — прадед исследователя и писателя, благодаря которому появился этот текст, — уроженец Пскова Рудольф Калнин. В 1911 году попал молодым солдатом в 4-ю Сибирскую воздухоплавательную роту, в Читу. Весной 1912 года был зачислен в авиационный отряд при роте. В начале 1913 года в Иркутске обслуживал машину командующего округом. Потом вернулся в отряд мотористом, обучался летать, но его ценили как шофера.
Антон Сасковец узнал и рассказал историю знакомства своего прадеда с женой:
«Он встретил будущую супругу Надежду на балу в гимназии в Туле. Он был командиром авиаотряда, 29-летним летчиком. Она — 17-летней красавицей. Они протанцевали весь вечер. Рудольф, побывав в Париже, научился прекрасно танцевать. Потом он попросил разрешения проводить девушку до дома. Подойдя к дому, попросил разрешения познакомиться с родителями. Войдя, попросил у ювелира по наградному оружию и бывшей таборной цыганки руки и сердца дочери. Был получен отказ, однако новые балы и настойчивость Рудольфа сделали свое дело: 31 января 1920 года молодые расписались. А 1 февраля отряд отправился на фронт».
Отряд вслед за движением войск менял аэродромы, а семейная пара жила в купе в штабном вагоне. С этим связана одна из семейных историй:
«Свое первое путешествие бабушка совершила в возрасте двух месяцев, причем совершенно незапланированно. 23-й авиационный отряд находился в Виннице, штабной вагон — на станции, основной эшелон в тупике. Отряд готовился к переброске в Киев, но приказа об отправке пока не было. Маленькая Галюся после кормления уснула. Надежда отправилась в город, в собес. Вернувшись на станцию, она не увидела вагона! Ужас молодой мамы был бесконечен. К счастью, поиски уехавшего вагона быстро и счастливо завершились успехом. Он стоял в полутора километрах от станции, на тупиковой линии. Как оказалось, железнодорожники забыли установить на рельсы тормозной башмак, и вагон, возможно, от какого-то сотрясения плавно покатился с горки. Когда испуганная Надежда вошла в их купе, Галюся мирно спала. Спал и часовой штабного вагона, не заметивший нечаянной поездки».