Губернатор Забайкальского края Александр Осипов в марте заключил меморандум о сотрудничестве с Маньчжурией. Документ содержит несколько направлений, которые намереваются развивать власти края и провинции Хейлуцзян. Но кажется, что всё это уже было. С момента появления Александра Осипова в регионе звучало много слов о намерениях. При этом нельзя не отметить, что при нынешнем главе региона, кажется, из публичной плоскости почти ушла стратегия надежды на то, что международные отношения могут стать основой развития Забайкалья. Сегодня вспоминаем, каким было это взаимодействие.
За время работы Осипова во главе Забайкалья отношения с Китаем осложнились из-за коронавируса. Но в 2018 году, когда еще ничего не предвещало этих событий, губернатор обратил внимание на транзитную роль региона 9 ноября, на 15-й день пребывания в статусе врио главы региона.
Врио провел рабочую встречу с и. о. министра международного сотрудничества и внешнеэкономических связей региона Алексеем Дроботушенко, поручил ему разработать меры по повышению эффективности международного автомобильного пункта пропуска «Забайкальск» на границе с Китаем. Спустя полгода МинВЭС попросту перестал существовать, а его полномочия распределили между Министерством экономического развития и новым Министерством планирования.
Также на встрече шла речь о развитии туризма, в том числе «красного», который набирает популярность у китайцев, интересующихся коммунистической историей.
К концу 2018 года Осипов побывал на международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск», чтобы разобраться в сложившейся ситуации с огромными очередями на границе и неудовлетворительной организацией работы пункта пропуска. Мгновенного эффекта это не дало.
На странице пресс-службы губернатора в Facebook (деятельность корпорации Meta и ее сервиса Facebook признана экстремистской и запрещена в РФ. — Прим. ред.) по итогам визита сообщалось, что «миллиард рублей из федерального бюджета на реконструкцию МАПП запланирован по госпрограмме нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». <…> Работа по реконструкции МАПП стартует в 2020 году и продлится 3 года. Однако есть вероятность, что сроки начала реконструкции будут перенесены на 2019 год».
В интервью РИА Новости в декабре 2018-го Осипов отмечал недостатки взаимодействия.
— Я неоднократно наблюдал, как годами ведутся переговоры с китайскими партнерами, а в результате ничего не происходит. Потом мы уточняли, в чем дело. Оказывалось, что переговорочный процесс происходит на концептуальном уровне, а людям в другой стране очень трудно сориентироваться и понять, с чего начинать, как это делать. И всё либо растягивается надолго, либо в итоге заканчивается неуспешно. Надо делать наоборот: всё должно быть подготовлено почти под ключ, а после этого нужно искать тех инвесторов, которым это будет наиболее интересно, которые смогут быстро прийти к реализации проектов, — говорил врио губернатора.
В этом же интервью он упоминал об интересе жителей КНР к российскому молоку, шоколаду и хлебу и о том, что нужно увеличить производство этих продуктов, чтобы наладить экспорт в Китай. Спустя год эти планы не были реализованы. Местное молоко и хлеб отправлять за границу нельзя из-за короткого срока хранения, а поставки шоколада компании SiberianLife в Китае не зашли.
Апрель 2019 года подарил еще более смелые намерения. Читу посетил вице-президент Всеобщей конфедерации средних и малых предприятий Франции Франсуа Тюрка и предложил бизнесменам Забайкалья завлекать китайских туристов азартными играми и казино. Игорный бизнес при этом запрещен в РФ с 2009 года, за исключением особых зон в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области.
Осипов этим предложением был обрадован, отметив, что на границу с Россией ежегодно приезжает посмотреть более 15 миллионов китайских туристов, но, как извлечь из этого пользу, правительство Забайкалья придумать не смогло. «Вы сейчас за пять минут подали больше идей, чем всё правительство края за 2–3 года», — похвалил француза врио губернатора.
Еще в 2019 году Осипов заявлял, что Забайкальский край не может самостоятельно запретить вывоз древесины в Китай, поэтому нужно развивать глубокую переработку леса, в том числе стимулируя этот бизнес.
Под конец года в команде Осипова появился полиглот Марат Мирхайдаров, однако он работал не по международному направлению, а занимался связями с Правительством РФ. Однако вскоре ему пришлось встречаться и с китайскими инвесторами, и с генконсулом Японии, а через полгода занял пост первого вице-премьера. После увольнения Мирхайдаров вернулся в статусе руководителя администрации губернатора, как будто бы исключающем связи с заграницей. Сегодня в правительстве международными отношениями занимается Минплан, который курирует зампред Буянто Батомункуев.
Также незадолго до выборов Осипов пообещал губернатору провинции Хэйлунцзян КНР поддержку в возобновлении статуса приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов для целлюлозно-промышленного комбината «Полярная». Спустя год ЦПК оказался в нацпрограмме социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года. В марте этот вопрос поднимался во время визита делегации Забайкальского края в провинцию Хэйлунцзян. Сейчас руководство регионов ищет нового инвестора для возобновления реализации проекта.
Год 2020-й по понятным причинам поставил международные отношения на паузу. Уже в январе на пунктах пропуска с Китаем усилили контроль, а 31-го границу закрыли.
Повестка строилась в основном на том, как уйти от тесных взаимоотношений с Китаем. Весну и летом обсуждали, кем заменить китайских и прочих зарубежных строителей. Из-за ограничений на въезд в Россию стали стопориться некоторые важные для региона стройки. Предлагалось даже трудоустраивать туда безработных.
Год 2021-й принес проблемы с вывозом рапса. Его экспорт запретили, хотя некоторые хозяйства ориентировались именно на торговлю с Китаем — таскать урожай на продажу через полстраны очень невыгодно. Осипов вместе с главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым обещали спасти аграриев. Слово они сдержали: в сентябре 2022 года пункты пропуска Забайкалья исключили из введенного ранее временного запрета на экспорт, кроме того, в ноябре 2022 года Минсельхоз Забайкалья добился отмены повышенной таможенной пошлины на экспорт рапса в 30%, эта мера действовала до 1 февраля 2023 года.
Также в 2021 году завершена электрификация «Южного хода» ЗабЖД. Участок электрификации Борзя — Забайкальск протяженностью 117,7 километра является заключительным в комплексной реконструкции. В 2011 году был принят в эксплуатацию участок Карымская — Борзя, в 2012 году до города начали ходить электровозы.
События в феврале 2022-го и последовавшие за ними санкции напомнили о том, что за забором региона находятся крупные мировые рынки, на которые должны переориентироваться забайкальские предприятия. Но оказалось всё не так просто — увеличившийся поток транспорта вкупе с действующими еще коронавирусными ограничениями парализовали пропускной пункт.
Краевые власти пытались вмешиваться в этот процесс, но уступили МАПП некоей бандитской группировке, которая следила за очередью грузовиков. Впоследствии, правда, на МАПП совместными усилиями были ликвидированы очереди, а группировку ловко скрутили парни в масках. Притом что грузооборот между странами растет, в том числе увеличиваются поставки техники.
По данным читинской таможни, за первый квартал 2023 года был зафиксирован пятикратный прирост — через границу перевезли рекордные 11 тысяч единиц техники. За неполный год прирост увеличился в четыре раза — до 40 тысяч единиц. Железнодорожный и автомобильный пункты пропуска в Забайкальске по итогам десяти месяцев 2023 года вышли в лидеры по стране по количеству транспортируемых грузов.
Решился вопрос и с реконструкцией МАПП «Забайкальск» — поручение президента появилось после совещания по развитию дальневосточных городов осенью прошлого года, а зимой нынешнего Владимир Путин поручил сократить очереди на границе за счет внедрения новых технологий.
Обещанный МАПП в Староцурухайтуе заработал и даже частично снял нагрузку с МАПП «Забайкальск», пропуская 30–50 единиц техники в день. Проект его реконструкции получил положительное заключение от Главгосэкспертизы России. Реализовать его планируется до конца 2026 года, после чего пересекать границу смогут более 700 грузовиков и 1,3 миллиона тонн грузов.
За последний год увеличился экспорт зерна в Китай — в 2023 году он достиг 984,2 тысячи тонн, это в 2,4 раза больше, чем в 2022-м. Роль в этом, пусть и незначительная, принадлежит зерновому терминалу, который открылся в сентябре 2022 года при дистанционном участии президента России Владимира Путина. Спустя полгода, в марте 2023-го, он вышел на финальную стадию аккредитаций и лицензирования, а зимой начались регулярные поставки по новому сухопутному зерновому коридору Россия — Китай.
По заключенному в марте меморандуму Осипов и секретарь Горкома коммунистической партии Китая города Маньчжурия Юй Вэйдун договорились о продвижении строительства грузового направления и его сопряжении на МАПП Забайкальск — Маньчжурия, создавать новые туристические маршруты, делать однодневные туристические поездки для граждан, развивать торгово-экономические отношения, поставлять сельскохозяйственную продукцию. Также власти рассмотрят возможность продвижения проекта по строительству зоны трансграничного экономического сотрудничества Забайкальск — Маньчжурия.
В этот раз всё должно получиться хорошо.