Страна и мир «Супердикие места». Россию впервые решили объехать по ее границам (и даже по Арктике)

Путешественники уже прошли полпути и побывали в Чите

Они проехали на колесах по вечной мерзлоте

Команда энтузиастов из 24 человек задумала практически невозможное — объехать всю Россию по всем ее сухопутным границам, как бы по ее периметру, а это самые труднодоступные и дикие территории, где почти не ступала нога человека, особенно в арктической части. Но команду это ничуть не отпугнуло, и после долгой подготовки в январе 2023 года они отправились в путешествие по границам огромной страны, взяв старт в Мурманске. Экспедиция получала говорящее название — «Россия 360».

Перед командой стоит задача — преодолеть 33 000 километров пути, что ненамного меньше, чем длина экватора Земли, проехать через 58 регионов страны, 12 морей и два океана. Сейчас полпути уже позади, и 25 июня экстремалы прибыли в Читу, где мы успели немного с ними пообщаться.

Для того чтобы задача была сложнее и увлекательнее, команда использует только колесную технику. То есть никаких вездеходов, вертолетов, подводных лодок нет и быть не может. А чтобы это было еще и патриотично, решено использовать технику исключительно российского производства. Ранее такое не совершал абсолютно никто, так что парни станут первыми в мировой истории, кто проедет вдоль сухопутных границ России.

— Вы представьте, никто никогда не проезжал вокруг нашей страны, — говорит руководитель проекта Богдан Булычев.

Куча была кругосветок, каких-то достижений крайних точек от Владивостока до Мурманска, а вокруг страны — никогда и никто.

— Я решил, ну как это так, у нас такая большая красивая страна, есть что показать. Я посмотрел маршрут и понял, что мы с командой можем это сделать, — делится Богдан Булычев.

Цель экспедиции — рассказать о людях, живущих на окраинах нашей страны, об уникальной природе и о технологичных объектах, которыми может гордиться наша страна.

1 из 5

В обычной, неэкспедиционной жизни каждый участник команды занимается чем-то связанным с путешествием или своей специальной профессиональной деятельностью, которая понадобилась в дороге. Например, руководитель проекта Богдан Булычев 10 лет назад был топ-менеджером, он работал коммерческим директором аэропорта, но в итоге выбрал заниматься именно экспедициями, путешествиями, съемками и крупными проектами.

Другой участник команды — видеограф Павел Кудренков. Он снимает большое количество всевозможных проектов федерального уровня, а в путешествии создает материал для будущего фильма. Олег Харченко — профессиональный спортсмен, чемпион России по трофи-рейдам (соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных автомобилях, специальных внедорожных мотоциклах, квадроциклах. — Прим. ред.). Андрей Корх из Якутии занимается организацией путешествий, административной частью и является правой рукой Богдана.

— Нашли мы друг друга так, что я приглашал ребят в команду. Самые профессиональные, самые стойкие в ней остались. И сейчас команда про путешествия является самым большим частным экспедиционным арктическим центром не только в России, но и в мире, — признается Богдан Булычев.

Четверка путешественников на площади Ленина в Чите. Их лидер Богдан в центре в белой футболке

Сейчас из 24 стартовавших в команде осталось только четверо. По Арктике вместе с экстремалами путешествовал также француз Стефан Леканю. Богдан отмечает, что Россия иностранца особенно удивила тем, насколько она разная.

— Он с нами проехал арктический этап, большую его часть, и не поехал дальше только по той причине, что мы все не помещаемся в машине. Он говорил: «Ты знаешь, я каждое утро просыпаюсь, и у меня ощущение, будто я в другой стране, но я понимаю, что это одна большая Россия». У нас, может, уже глаз замылился, а он говорит: «У вас всё разное: разные люди, разные традиции, природа, климатические зоны, и это, конечно, невероятно», — говорит Богдан Булычев.

В начале мая в Петропавловске-Камчатском завершился первый, самый большой и самый трудный этап экспедиции — арктический. За 97 дней путешественники проехали более 16 тысяч километров. Доехав до Берингова пролива и мыса Дежнёва, границы с Америкой на Чукотке, они спустились на Камчатку, потом проехали по Курильским островам, Сахалину и вышли на материковую часть Дальнего Востока. Сейчас начался второй — дальневосточный этап экспедиции «Россия 360». Если смотреть на карту, путь, который экстремалы преодолели за всё это время, впечатляет.

Следить, где едет команда, в режиме реального времени можно по этой ссылке
1 из 2

За это время они уже успели поставить два мировых рекорда — они проехали всю Арктику на колесной технике и проложили маршрут от Мурманска до Камчатки. В пути они встречали белых медведей, видели северное сияние, пробирались сквозь настоящий арктический космос до мест, сравнимых для автопутешественников с Эверестом.

Богдан признается, что был во всех регионах, и называет себя очень искушенным путешественником. Он убежден, что в России красиво везде, просто красиво по-своему. Но даже он, находясь на Камчатке, восклицал: «Ребята, это что-то невероятное!», ведь она объединяет в себе практически всё.

— Знаете, я был на Камчатке раз 7, но в этот раз мы ехали по океанической части и спускались по Чукотке — сначала по береговому морю, а потом по Тихому океану. И это было, конечно, необычно. Вода была то замершая, то не замерзшая. Дорог там нет, и наш путь проходил по пляжам. И там видно, как лава стекала в море и застывала там. За время, как вода приливами и отливами обмыла, там появились столбы. И мы ехали по этим столбам, уходящим далеко вглубь. Это непередаваемо, — делится впечатлениями Богдан.

Арктический этап путешественники проехали на вездеходах «Бурлак», а с Владивостока команда передвигается на «Москвиче» 1975 года. За это время старичок проехал по Колыме, был на поясе холода и пережил температуру в минус 57 градусов.

— С этим «Москвичом» тоже непростая ситуация. Мы отправили транспортной компанией по железной дороге уазики, которые были подготовлены под этот проект, но они застряли где-то в районе Урала. И нам пришлось экстренно выдергивать этот «Москвич». Благо он у меня был в Магадане, — рассказывает Богдан. — За 5 дней по Охотскому морю он добрался к нам во Владивосток. Мы сели вчетвером в него. Часть команды пришлось отправить домой, потому что все не помещались. И вот на этом «Москвиче» мы сейчас едем. Надеюсь, что где-то в районе Бурятии или Иркутска все-таки уазики успеют приехать, и мы сядем более комфортно. Но принято решение, что этот 50-летний старичок поедет с нами до Мурманска. И ему предстоит дорога в Арктику, необычная, через всю Россию — получается, от самой южной точки Дальнего Востока, от Хасана, он поедет до самой северной точки Европы, до мыса Немецкого на Кольском полуострове.

Советская техника в дороге требует особого отношения. Поломки и починки в дороге — неотъемлемая часть пути.

— Ну требует к себе внимания, он все-таки 50-летний у нас. Мы с ним деликатно, нежно — тут чуть подкрутили, там чуть подкрутили. У нас экран на печке не работает, и она дует всегда горячим воздухом в ноги, притом что такая жара. Открыты окна на всю. Когда въезжаешь на пыльную дорогу, то в машине пыльно, как и на улице. У меня есть загар дальнобойщика — рука не помещается, салон слишком маленький, я высовываю ее в окно. Мажу противозагарным кремом, но она всё равно обгорает. Ну это особые эмоции, которые точно ни с чем не сравнить, — говорит Богдан.

Путешествие закончится, когда команда «замкнет круг», доехав до Мурманска. Туда они планируют добраться к декабрю этого года. Экспедиция также принесет пользу окружающей среде. Всю поездку команда ведет экомониторинг арктических территорий. Вместе с проектом «Чистая Арктика» участники выявляют загрязненные места и наносят их на карту.

Но главным итогом всего пути станет большой фильм, рассказывающий россиянам о красотах и самых неизведанных уголках нашей необъятной.

— Мы снимаем большое количество фото и видео. У нас выходит фотоконтент, короткие видео в соцсетях. Еще мы готовим большой многосерийный фильм для онлайн-кинотеатров. Уже есть договоренность с двумя площадками, не могу пока рассказывать с какими. Какая-то из них покажет эксклюзивно. Он уйдет на федеральные каналы, отдаем его совершенно бесплатно. Мы сталкиваемся с тем, что не только жители центральных районов, но даже жители столиц регионов не знают, что находится у них на окраинах. Это фильм про людей, природу и, конечно, уникальные места, которыми мы можем гордиться. Космодром Восточный, атомный ледокольный флот — всё, что у нас есть и о чём мы можем не знать, — отмечает Богдан.

Фильм так и будет называться — «Россия 360» или «Россия на ее границах». Над названием пока думают.