До Монголии из Читы путь неблизкий. Забайкальские власти пока только работают над тем, чтобы запустить прямой рейс из краевой столицы до Улан-Батора. Поэтому вариантов, на чем отправиться в ближайшую заграницу (не считая Китая), особо нет — на машине или автобусе. Как говорится: «Сомнительно, но о'кей». Я преодолел этот путь, отправившись на «Алтаргану» в монгольский Булган, — репортаж о фестивале найдете по ссылке. Но мне еще есть что рассказать об этом путешествии.
Со стороны Забайкалья есть два автомобильных пункта пропуска в Монголию: «Верхний Ульхун» в Кыринском районе и «Соловьевск» в Борзинском. Но до Улан-Батора от них очень далеко. И это далеко умножается на сложную дорогу. Поэтому наиболее оптимальный путь по капитальной хорошей трассе лежит в Кяхту, что в Бурятии. К тому же наш пункт назначения — Булган — находился еще западнее монгольской столицы, поэтому выбор был очевиден.
На комфортабельном туристическом автобусе, не спеша и с остановками, мы добрались от Читы до Кяхты примерно за 15 часов. Проехали мимо Петровска-Забайкальского, обогнули, не заезжая в города, Улан-Удэ, полюбовались видами Гусиного озера, на берегу которого стоит Гусиноозерск. А не доезжая до Кяхты, прошли контрольный пост, где у всех просто проверили паспорта. Так вышли к государственной границе.
К дороге как к твердому покрытию вопросов нет, но что же всё-таки у нас с придорожной инфраструктурой? Причем что в Бурятии, что в Забайкалье. Возможно, она постепенно и меняется в лучшую сторону, но до сих пор остается несколько агрессивной для транзитного туриста. И речь в первую очередь про стоянки на трассе, где водители и их пассажиры могут размять косточки и отлучиться по нужде. Где нормальные туалеты? Шел 2024 год, но многие до сих пор предпочитают укрыться в кустиках, нежели идти туда, что на цивилизованном языке должно называться санузлом. Проблема эта наблюдается на протяжении практически всего пути из Читы до Кяхты.
Кто-то скажет: «Можно же найти более-менее сносный комфорт в придорожном каф». Это да. Но есть вопросы и к самим кафе. Не каждое такое заведение готово приветливо встретить гостей. Скажи спасибо, что сразу не послали. Но могут, кстати, и послать, как случилось у нас на одной из остановок. Увидев толпу туристов, кассир заведения чуть ли не с порога заявила, что столько еды нет, и с первых же секунд сдалась: «Езжайте куда хотите!» Но потом, видимо, что-то екнуло, работники зашевелились и еды — о чудо! — хватило на всех. Никто не остался внакладе, но первое впечатление было подпорчено.
Но чаще, конечно, было не так. Поэтому вот вам рекомендация — обязательно по пути в Кяхту остановитесь у заезжек близ Оронгоя в Иволгинском районе Бурятии. Это 47-й километр федеральной трассы А-340, где в одном месте сконцентрировались сразу шесть (!) придорожных кафе. Поесть там нужно еще и потому, что потом до Кяхты нормальных заведений уже не будет. Какое из кафе выбрать — тут уж решать вам. Туда и обратно я ел в разных. И остался в полном восторге (и не я один) от бууз в заведении «Урагшаа», хоть и рейтинг у него в 2GIS меньше, чем у более раскрученных «Оронгойских бууз».
Вопросов по прохождению границы нет вообще. Работает автомобильный пункт пропуска круглосуточно, единственное, что можно нарваться на пересменку. Тогда придется подождать подольше. Мы заезжали накануне «Алтарганы», поэтому количество сотрудников что с российской, что с монгольской стороны на пропускном пункте было увеличено. Печати в загранпаспорта — а это единственный документ, который нужен для въезда из России в Монголию, — влетали бодро. Личные вещи никто не досматривал, хоть их и пришлось вытащить из рундука автобуса и протащить через специальный зал. Однако очень важно, если вы везете какие-то товары (в упаковке), драгоценности или культурные ценности, то их нужно будет задекларировать. Можно сделать это заранее, чтобы не терять время на таможне, скачав образец декларации из интернета.
Тут же всех туристов предупреждают, что ни в коем случае из Монголии в Россию нельзя вывозить мясные и молочные продукты. А продают их там буквально на каждом шагу — с машин и в магазинах. Хоть целого барашка покупай. Но запрет есть запрет. Кто-то может рискнуть и оказаться в карантине.
На монгольской стороне границы даже вещи вытаскивать не пришлось. С собой берешь паспорт и идешь ставить печать. Всё, ты за границей. Первым гостей встречает городок Алтанбулаг.
Сразу, как только автобус оказался за шлагбаумом пункта пропуска, в салон буквально вломились люди с сумками на шее, тут же предложившие поменять рубли на тугрики по курсу — 1 рубль за 37,5 тугрика. Спорить никто не стал, потому что других вариантов поменять деньги поблизости особо и нет. Но есть один момент. В Монголии можно и нужно торговаться. Потому что более настойчивым из нас удалось обменять рубли по 38.
Еще один ключевой вопрос — связь. Купить сим-карту с безлимитным интернетом можно у тех же менял, но они сходу просят за симку 600 рублей. Хотя прямо у дороги стоит стол со стульями, навесом и вывеской, указывающей на пункт продаж от местного сотового оператора. И там симка стоит уже около 400 рублей — правда, предупреждают, что работать она будет неделю, а потом счет придется пополнять. Но якобы безлимит, хотя с помощью приложения оператора нам удалось установить, что лимит всё-таки есть. Что-то в районе 40 гигабайт. Но на неделю точно хватит. Важно: для покупки нужно будет предъявить паспорт, его сфотографируют и вернут.
В самой Монголии, о чем я могу судить только по Булгану, нужно быть готовым к тому, что высококачественного туристического сервиса в населенных пунктах ждать не стоит. Да, есть отели, есть кафе, но их совсем немного. А даже самое пафосное заведение, где в названии есть слово VIP, не может порадовать наличием хоть каких-нибудь расторопных официантов.
На местных рынках чувствуешь себя так, будто пришел с родителями на китайку где-то в конце 90-х. Но при этом среди китайских товаров тут легко можно найти вещи корейских и японских производителей. В магазинах также много иностранных продуктов (монгольских тоже, само собой). В том числе и российских, вплоть до тушенки и забайкальской минералки. А на полке со сладостями, например, можно отыскать плитку немецкого шоколада.
И еще нужно привыкнуть к монгольским деньгам, чтобы не путаться в нолях. Другое ощущение ценности банкнот приводит к тому, что тратятся они тут быстрее, чем если бы это были просто рубли.
Что касается местных, то к туристам они достаточно безразличны, как кажется на первый взгляд. По-русски практически никто не понимает, как и по-английски. На пешеходном переходе водители останавливаться не спешат, чтобы тебя пропустить. Но при этом, если кто-то всё-таки понял, что ты ищешь, могут пройтись с тобой по городу и проводить. Или даже остановить машину посреди дороги, чтобы крикнуть из окна и затем объяснить жестами, что у тебя расстегнута сумка. С учетом предупреждений от местных властей о карманниках — очень важный нюанс.
Но ехать в Монголию, конечно же, нужно не ради того, чтобы сидеть в городе, впитать впечатления от которого можно буквально за день, неустанно проводя аналогии с Россией, какой она была лет 25 назад. Да, в Монголии есть более развитый Улан-Батор, современный мегаполис. Но страна эта славится отнюдь не своими городами, а природой, самобытностью кочевников, степями и горами, озерами и пустынями. Именно там — на бескрайних просторах — для туристов настоящее раздолье. Главное, взять машину повыше и покрепче.
Монголия, безусловно, может подарить новые впечатления, и сюда нужно обязательно съездить, особенно если не был еще ни разу. Но нужно быть готовым к длинной и нелегкой дороге, которая при правильном выборе активностей окупится эмоциями сполна.