Историк Александр Дюков обнаружил в учебниках Таджикистана запись о том, что Российская империя, а затем и СССР колонизировали эту страну. Он иронично отмечает, что после таких уроков молодые люди сделают выводы и прекрасно интегрируются в российское общество. Похожие утверждения Дюков нашел и в учебниках Узбекистана.
Вообще на наблюдения такого рода можно было бы махнуть рукой, если бы не два обстоятельства.
Во-первых, Дюков — сотрудник Института российской истории РАН, специализирующийся в том числе на истории холокоста, и обладатель премии международного правозащитного движения «Мир без нацизма». Во-вторых, выдержку про «российскую оккупацию» и «колониальный (советский) период» он взял в учебнике для российско-таджикских школ, то есть действующих в Таджикистане за счет российского бюджета.
Мы поговорили с живущими в Чите мигрантами и уроженцами бывших республик о преподавании истории и отношении к «оккупации».
Руководитель общественной организации «Союз народов Таджикистана» Абдугаффор Рахимов заявил, что впервые слышит про такой учебник и не верит в его существование.
— У меня высшее образование, отец мой был историком. Могу сказать, что эта тема нигде не звучала. Я не согласен с тем, что отношения между народами плохие. Я на днях прилетел с родины, там видел много туристов из России, — сказал он.
Я даже специально пошел на диалог, спрашивал, как отдыхается, не ущемляет ли их кто. Этот вопрос людей удивил. Они чувствуют себя как дома, у них даже милиционеры документы не проверяли, прописку не спрашивали.
Председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Забайкальского края имам-мухтасиб Алмаз хазрат Салахов считает, что вопрос об учебниках стоит адресовать в Правительство РФ, в частности в Минпросвещения.
— ДУМ не причастно к организации школ в других странах. В свою же очередь, мы в своих мечетях таджикам, узбекам и всем прихожанам на русском языке делаем проповедь и прививаем принципы добрососедства и уважения друг к другу. При личном общении с прихожанами, этническими мусульманами из стран Средней Азии, за последние 3-4 года ни разу не приходилось слышать такие мнения (об оккупации и колонизации. — Прим. ред.), — сказал Салахов.
Он также захотел обратить внимание на отношение к мигрантам из Средней Азии.
Порой мигрантов воспринимают как второсортное население, а работодатели ущемляют права и не предоставляют социальных гарантий.
Таксист Толибджон дипломатично обходит нелюбовь к мигрантам. Во время событий в «Крокусе» он был на родине в Душанбе и ничего про это не слышал. Никакого предвзятого отношения он не чувствует. К тому же, как говорит мужчина, он гражданин России и не любить его не за что.
— Я живу в Чите со старшим сыном. Он учится в ЗИПе на юриста. Русский язык знает хорошо, не так, конечно, как местные ребята, но сносно. В Душанбе многие говорят на русском, в школах изучают с 4-го класса вместе с английским. Есть и полностью русские школы, некоторые предметы в институтах и училищах преподаются только на русском, — говорит мужчина.
Про учебники с упоминанием об оккупации он не слышал. Их точно не было 20 лет назад, когда Толибджон оканчивал школу. Про отношения к России он снова отвечает дипломатично.
Бывают люди, которые говорят всякое нехорошее, но это всем вредит.
Бахрам торгует на Центральном рынке и уже почти 20 лет живет в России. Он узбек, но вырос в Киргизии. Русский язык считает вторым родным, а разговоры про оккупацию и иже с нею называет вредными для всех.
— В интернете как-то видел ролик, но это неправильно. В СССР жили все вместе. Во время развала Союза я как раз оканчивал школу и в программе ничего подобного не было. Великую Отечественную войну выиграли все вместе — и наши деды, и ваши. Мы знаем, сколько людей эвакуировали в республики, их принимали к себе местные жители. В СССР было хорошо — многонациональное государство. Сейчас каждый говорит, что хочет, но так нельзя. Не надо сталкивать людей, — говорит он.
Бахрам долго развивает мысль о том, зачем людям нужно мирное сосуществование. Приезжие должны дружно жить с местными, соблюдать законы и правила, платить налоги. Сам он так и живет, стараясь не только хорошо работать, но и приносить благо горожанам — привозить разную качественную одежду, чтобы люди одевались.
— Мигрантам, которые хулиганят, должно воздаваться по заслугам. На руке пять пальцев и все разные, так и люди в народе. Если человек пьёт, пристает к девушкам, ругается, то его нельзя даже считать мусульманином. Таких надо выгонять, из-за них плохое отношение ко всем людям, — уверен он.
Правильные здоровые ценности, по его словам, одинаковы у всех народов, и никому не нравятся люди, которые увлекаются спиртным и похотью, как-либо вредят окружающим людям или ведут себя агрессивно. Никто не уважает девушек, которые «туда-сюда бегают со всеми». В Чите, по словам торговца, появилось достаточно геев.
— Приходят к нам, одеваются в лосины. Я говорю: это же некрасиво для мужчины. Говорят: дай мне такие. (Показывает на женщину, одетую в скинни). Характер у них уже такой. Кумирами у молодежи должны быть нормальные мужики типа Хабиба. В России рождаемость маленькая, если будет 1-2 ребенка, то через 20 лет совсем плохо будет. А если еще и геи, то вообще некому рожать. Про это надо думать «Русское общине». И гей-клубы закрывать, — советует Бахрам.