Страна и мир интервью «О, Раша, Путин». Как встречают русских в Китае и почему китайцам неинтересна Чита

«О, Раша, Путин». Как встречают русских в Китае и почему китайцам неинтересна Чита

Интервью с забайкальцем, который почти переехал в Китай

Юрий Черепанов пришел в «Редколлегию» в конце сентября

Юрий Черепанов раньше был российским блогером, предпринимателем, врачом, руководил отделением Красного Креста и работал на железной дороге. Теперь он практически живет в Маньчжурии и помогает российским туристам путешествовать по всему Китаю. Черепанов, как никто другой, знает, что происходит на границе и почему китайцы не хотят путешествовать по Забайкалью. Об этом и не только Черепанов побеседовал с редактором «Чита.Ру» Андреем Козловым.

Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 27 сентября.

«Тебя могли пнуть, оплевать — всякое было. Это всё в прошлом»

 Восстановился ли туристический поток между Россией и Китаем после ковида?

— Если брать цифры, то до ковида у нас через МАПП (международный автомобильный пункт пропуска. — Прим. ред.) «Забайкальск» в хороший день заходило от 8 до 10 тысяч человек в сутки. За сентябрь прошло 16 с половиной тысяч, это только пассажирское направление. Сейчас примерно полторы тысячи туристов в сутки, плюс-минус.

 То есть поток еще не восстановился?

— Того потока нет еще.

 Что из себя представляет сейчас Маньчжурия, которую так любят жители Забайкальского края и которая была целой эпохой для забайкальских туристов, не избалованных заграницей?

— Маньчжурия превратилась в центр внутреннего туризма для китайцев. Немногие знают, что в 2012 году, когда произошел обвал рубля, юань стоил примерно 3,50 и вдруг стал стоить сначала 6, потом 9, русские перестали ездить. Тогда был период, когда были злые китайцы: зашел в магазин, не купил — тебя могли пнуть, оплевать, всякое было. Это всё в прошлом.

— А теперь?

— Вот когда это произошло, китайское правительство приняло решение о развитии северных территорий туристических, это коснулось в меньшей степени Суйфэньхэ, в основном затронуло Маньчжурию. Была принята программа развития, по которой определенный процент — по-моему, 4% сборов — с китайской таможни на границе оставался в бюджете, это очень большие деньги, между прочим. Всё это оставалось в Маньчжурии. За это время они построили огромный Парк матрешек, построили башню «Северная жемчужина», на уровне, по-моему, 40-го или 50-го этажа крутящийся ресторан и всё такое, они создали инфраструктуру туристическую. Китайским профсоюзом, а это очень богатая организация государственная, было дано указание о субсидировании билетов, в том числе и авиабилетов, до Маньчжурии с юга Китая, и поехали богатые китайцы из Гуанчжоу, с юга Китая.

 Много теперь этих китайцев из внутренних районов страны?

— На начало сентября около пяти с половиной миллионов прошло.

 За год?

— Нет, за лето. Китайский сезон длится с 10 или 15 июня по 15–20 августа.

 Это огромные толпы людей, правильно?

— Это огромные толпы людей, которые тем не менее везде расселялись. Мы думали, у нас в этом году будут большие проблемы с гостиницами, но на самом деле за два послековидных года они успели отремонтировать еще больше гостиниц, и у нас этим летом не было проблем с расселением.

 То есть Манчжурия сняла зависимость от российских и забайкальских в том числе туристов?

— Она теперь зависит больше от китайских внутренних туристов. К примеру, российский турист приезжает, это общеизвестная цифра, оставляет 500 долларов.

 Давайте на рубли переведем, 50 тысяч рублей.

— Да. Турист внутренний из Китая оставляет полторы тысячи долларов.

 То есть 150 тысяч рублей, условно говоря.

— Да, примерно так. Мы же вот видим этот Парк матрешек и не видим другой инфраструктуры, туда русские просто не ездят. Вот эти этнические деревни, там поставили юрты, они полностью автономные, с интернетом, канализацией.

<p>Юрий Черепанов</p><p>Юрий Черепанов</p>

Человек приезжает, живет в этой юрте, утром вышел, у него возможность подоить кобылу, сделать кумыс, покататься на верблюде.

 И китайцы пользуются этим?

— Там очередь стоит.

«Им неинтересно»

 С вашей точки зрения, поедут ли китайские туристы в Забайкалье толпой или нет?

— Что из себя представляет китайский туризм в России? Естественно, пользуясь тем, что рядом граница с Россией, рядом российские города, китайцы покупают однодневные туры. Летом возникает много таких точек по продаже туров в Россию. Эти автобусы, кстати, пропускались без очереди. Доходило до 25–30 автобусов, это 1200–1500 туристов в сутки.

У них стандартный маршрут. Проходят границу, дальше едут в Краснокаменск, это примерно 2 часа, вышли, в Парке Покровского погуляли, пофотографировались на фоне символов ушедшей эпохи. Зашли в ресторан. Традиционный русский обед для китайцев — это шашлык, сельдь под шубой, борщ плюс солянка, поели, в это время для них там сплясали в кокошниках, спели, они спели «Катюшу». Дальше — в торговый центр, зашли в отдел ювелирки, набрали шоколадок и каких-то сладостей, конфеток, хлеб и вино купили. Сели, в 8 часов вечера — уже в Маньчжурии. Такой же вариант есть до Борзи. До Читы были группы, но это группы, которые проезжали на Байкал. Больше им ничего не интересно. Я спрашивал, разговаривал с теми, кто занимается развитием туризма. Был ролик от «Читаавтотранс», что они предлагают такие услуги, я запускал его по китайским соцсетям. Китайцам неинтересно. Я говорю: вот у нас есть «Тужи», есть дацан. Они говорят: «Нам неинтересно».

 Почему?

— У них этих дацанов, пока едешь до Хайлара, стоит три, и гораздо повеселее.

 Но «Тужи» у них нет.

— «Тужи» нет.

 Всё равно неинтересно? Надо ли что-то эдакое сделать?

— Просто маленький пример. Сейчас возил москвичей в Хайлар. Едем по трассе, дорога 250 километров, каждые 50 километров стоит домик, в нем магазин, там можно лапшу купить. Стоит аппарат с кипятком, заходишь в туалет — идеальнейшая чистота. Весь автобус по два раза зайдет в этот туалет. Стоит туалетная бумага, отдельный туалет для инвалидов, отдельный туалет для матери перепеленать ребенка. О чем мы говорим? Они уже привыкли к другой культуре.

 Мы никогда не достигнем такого уровня комфорта?

— Достигнем.

— Когда?

— Если работать.

 То есть перспектива есть, но она отдаленная, неопределенная, и непонятно, когда и как.

— Да, Чита интересна китайцам, это Художественный салон традиционно, есть пара ресторанов, где можно их кормить, им нравится. Но обычно внешним китайским туризмом занимаются китайские фирмы. Мы получаем с этого туризма очень мало. Эта проблема еще и раньше стояла, рынок был чистый после ковида, его опять упустили. Они дальше едут на Байкал, Байкал им, да, интересен.

«Иногда границу пересекают влет, минут за сорок»

 Вы же постоянно пересекаете МАПП на рейсовых автобусах?

— Бывает, даже два раза в день. Документы забыл, допустим, или переделать надо — возвращаешься.

 Насколько я знаю, сейчас можно МАПП пересечь только на рейсовых автобусах. На своей машине нельзя.

— И, наверное, долго будет нельзя, потому что не готова инфраструктура и не подписаны кое-какие соглашения.

 Что из себя представляют рейсовые автобусы, забайкальцы примерно знают. Я коротко скажу, и вы меня поправите, если я не прав. Это автобусы с туристами, которые по зеленой линии за ограниченное время, в течение двух часов обычно, пересекают границу в ту сторону и обратно. Соответственно, люди внутри запакованы или в списки, или у них есть визы. Правильно?

— Да.

 Списки — это когда группа людей, одна группа, состоящая из 10 человек.

— Это та же самая виза, но групповая.

 То есть нужно, чтобы 10 человек зашли и те же самые 10 человек вышли. И этот список ограничен обычно тремя сутками, насколько я знаю.

— Нет, список сейчас может действовать до 10–15 суток, потому что по списку ездили у нас и в Бэйдайхэ, и на Хайнань ездят, и групповые туры, это от пяти человек. Сейчас принято постановление, что списки можно продлевать до 20 суток, буквально вот-вот оно должно начать работать.

 Для того чтобы запечататься в список, нужно приглашение китайской стороны?

— Да. Они передаются турфирме, турфирма через операторов запечатывает этот список. На российскую границу ты проходишь без вопросов, просто паспорт, ничего не надо, тебе ставится штамп. Сначала проходишь таможенный контроль, обычно смотрят, что ты везешь в Китай, и контрабанда бывает. Потом сел в автобус, нейтральная сторона, зашел в Китай, дальше виза или список.

 А для того чтобы попасть в список, нужно заранее как минимум законтактировать с каким-то туроператором, который тебя в этот список запакует. Сам ты не запакуешься в него?

— Сам — нет.

 И второй вариант — это виза. Ее, естественно, можно получить в консульстве китайском. А на границе можно?

— На границе можно получить однократную бизнес-визу или групповую от двух до пяти человек.

 Раньше просто можно было и в одиночку получить визу. Сейчас такого нет?

— В одиночку можно бизнес-визу.

 Как ситуация на МАППе? Насколько быстро проходят люди? Есть ли нарушение двухчасового режима для туристических автобусов?

— Нет такого понятия «двухчасовой режим».

 Все к этому привыкли, все думают: «За два часа пройду».

— Проходят и быстрее. Иногда границу пересекают влет, минут за сорок, всё зависит, сколько там народу. Возвращаются, допустим, китайские туристы, китайцы их в первую очередь пропускают у себя, наши наших проталкивают. День ото дня всегда ситуация по-разному.

Летом было очень напряженно из-за того, что мы вставали утром на китайскую границу на выход и пропускали автобусы с китайскими туристами-однодневками, которые ехали в Краснокаменск, Борзю, потому что это прямое распоряжение, что они в первую очередь проходят. Только потом шли наши автобусы, и мы заходили где-то в 2–3 часа.

Сейчас я выходил, мы встали на границу в 9 часов и в полдвенадцатого уже обедали в Забайкальске. На две границы получилось у нас три с половиной часа.

Пробки возникают обычно в вечернее время, но это элементарно. Утром зашли «кэмелы», вечером выходят, они все попадают под протокол, под осмотр, естественно, пока оформят протокол, возврат товара, выявят партию, и возникает пробка. С туристами обычно не возникает пробки.

 То есть проблем особых с прохождением российско-китайской границы в обе стороны нет?

— Есть. Она возникает, когда…

 Появляются «кэмелы», то есть люди, которые заезжают в Китай для вывоза коммерческих партий товара для других людей. А других проблем не существует?

— Проблем существует великое множество, но я бы как бы отделил зерна от плевел. Во-первых, надо понимать, что такое таможня. Таможня — это фискально-заградительный орган. Он не отвечает за состояние таможни, что там, допустим, мало места. Это функция Росгранстроя. Мало кто об этом знает, и все ругают таможню. Да они бы с радостью, но у них совершенно другая функция: взимание пошлины, таможенные платежи, запрет ограниченных товаров. Всё, это вся функция таможни.

«К Путину относятся очень хорошо»

 Как сейчас в условиях в том числе специальной военной операции, всей этой международной напряженной тематики китайцы обычные относятся к нам, русским, к обычным людям? К Путину к тому же, например?

— К Путину относятся очень хорошо, особенно где-то за пределами Маньчжурии. Все: «О Раша, Путин, русские». Фотографируются. Отношение очень хорошее, но такое отношение ко всем иностранцам.

<p>Юрий Черепанов</p><p>Юрий Черепанов</p>

Я как-то уже говорил, что две страны, где осталось хорошее отношение к русским, — это Монголия, там я реально испытал то, что нас еще любят, и Китай.

«Китайцы вам сами перегонят машину»

 Перевозят ли сейчас каким-либо способом китайские автомобили через МАПП или железнодорожный пункт пропуска?

— Конечно. Каждый день.

 Фурами везут автомобили?

— Легковой автомобиль не имеет права проходить, поэтому автовозами везут.

 А можно поехать купить самому в Китае подержанную машину и сюда ее привезти как-нибудь?

— За время ковида изменились правила, вы не сможете поехать, потому что надо ответить на 200 вопросов на китайском языке. Китайцы вам сами перегонят эту машину, поставят на автовоз, в Забайкальске вы ее получите.

 То есть я в частном порядке могу приехать в Китай, выбрать себе машину, воспользоваться услугами китайских посредников, которые эту машину засунут в фуру условную.

— Причем вы заплатите всё официально, вы будете перегонять деньги для инвойса (международное обозначение счета на оплату, который выставляет продавец покупателю в качестве требования платежа. — Прим. ред.) через российский банк, всё это прозрачно, потом документы вы отдадите для таможенного оформления, там не получится такого сделать, что китайцы скажут, что эта машина там стоит 5 юаней, она будет стоить реальные деньги, они знают все цены эти.

«Абсолютно безопасно»

 Какая лучшая гостиница сейчас в Маньчжурии?

— Традиционно все считают, что «Шангрила», я бы сказал, что «Новая Маньчжурия» получше.

 Есть ли условно русская преступность в Маньчжурии? Вот эти все наши соотечественники, заезжающие в Маньчжурию и весело развлекающиеся там наверняка по вечерам, не устраивают ли никаких буч?

— Бучи обычно плохо заканчиваются. Недавно был смертельный случай среди дальнобойщиков из-за драки, буквально за 4 часа этого человека нашли, по-моему, 18 лет ему дали.

 То есть вы говорите, что в Маньчжурии вечером в пятницу спокойно?

— Абсолютно безопасно.

 На чем базируется эта безопасность? На стабильной работе правоохранительных органов?

— Законы. У них, если обратить внимание, полицейские без оружия. У них оружие могут носить отряды специального назначения, иногда это туристическая полиция. У китайских полицейских максимум это электрошок, и всё.

<p>Юрий Черепанов</p><p>Юрий Черепанов</p>

Народ очень законопослушный.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Мы должны быть конкурентны с Москвой»? Замминистра по туризму — о развитии отрасли в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления