«Я проехал автостопом Азию, ездил в Китай и Таиланд, был в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме. Путешествовал по Европе - Болгарии, Италии, Франции, Испании, заезжал в Грузию и Азербайджан. В общем, много где ездил автостопом, и везде он разный», – путешественник Кирилл Чеузов рассказал «Чита.Ру», каково это – путешествовать автостопом.
– Как получилось, что вы стали путешествовать, а не, скажем, работать в офисе, как большинство?
– Я думал что так и буду [работать в офисе], когда-то учился в институте на инженера оптоволоконной связи. Думал, буду работать 24 на 7 как обычные люди. Но потом случайное обстоятельство – познакомился с девушкой, она мне сказала: «Хочу в Таиланд». А там любовь-морковь, и пришлось копить. В 2011 году мы пошли в обычную турфирму, заплатили деньги, и нас отвезли в Таиланд. В первый раз мы потратили где-то 110 тысяч рублей, второй раз – 140 тысяч рублей. Потом мы расстались, и в следующий раз я поехал уже один, в тот же Таиланд, но потратил уже 36 тысяч рублей вместо 100.
– И сколько за это время успели посетить?
– С 2011 года – 29 стран, более 200 городов. Начал [путешествовать] я обычными турфирмами, потом со временем перешёл к самостоятельным путешествиям, когда у меня появились друзья, которые также путешествовали самостоятельно, сами себе бронировали отели, хостелы, где-то – автостопом, где-то – на автобусах, где-то – на поездах, ну, всяко-разно. То есть не приходя в турфирму, не переплачивая, сами всё организовывали. И я набрался у них смелости.
– Куда было первое самостоятельное путешествие?
– В Китай. Я ещё бизнесом занимался в своё время с Китаем, покупал там товар, продавал здесь, летал в Пекин, на заводы, сам покупал билеты, делал визы, страховки, бронировал отели. А настоящий бэкпэкинг (самостоятельные поездки без помощи туроператоров – прим. А. Ф.) начался в 2015 – я поехал по России от Читы до Санкт-Петербурга, потом оттуда в Сочи, из Сочи в Крым, из Крыма до Волгограда, вверх по Волге и обратно – всё это автостопом преодолел за 98 дней.
– Есть ли разница между путешествиями автостопом у нас и за границей?
– Я проехал автостопом Азию, ездил в Китай и Таиланд, был в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме. Путешествовал по Европе - Болгарии, Италии, Франции, Испании, заезжал в Грузию и Азербайджан. В общем, много где ездил автостопом, и везде он разный. В России он ещё такой более-менее – например, я не стоял на дороге больше 2 часов – бывало, и 10 минут, и 5 минут, и по часу.
В Азии, кажется, я не стоял больше 15 минут – там это нормальное явление, ты понимаешь, что об этом знают, тормозят, подвозят. В Китае вообще путешественникам люди рады, останавливаются ради любопытства – почему белый человек стоит у дороги, машет руками так активно?
А вот в Западной Европе у меня не сложилось. В Италии, Франции, Бельгии, Испании, Германии потяжелее было, там, видимо, люди не то что бы не доверяют, но останавливаются редко.
– Какое самое большое время вы стояли на дороге?
– Часов 8 в Италии я стоял. Нет, даже больше – 10 часов я стоял в Испании.
– И что делали в это время?
– Пел песни (смеётся). Я лежал, сидел, там тепло было. Машины проезжали, но не останавливались.
– Не страшно садиться к незнакомым людям в машину?
– Нет, все же люди хорошие, все из лучших побуждений что-то делают.
– Были ли конфликты на дороге?
– За 6 лет не было каких-то крупных конфликтных ситуаций, могли как-то не улыбаться всю дорогу и разойтись, но это максимум. А так все люди везде одинаковые, добрые, просто каждый ведёт себя по-своему, думает, что так надо.
– О чём иностранцы разговаривают с автостопщиком из России?
– «Как так далеко забрался?» Я начинаю расспрашивать, что они знают о России, знают ли вообще Забайкалье, Читу, и разговор переходит в «А где это?», «А зачем это?», «А как там холодно?», «А медведи ходят?», «А на балалайках играют?» – такие вопросы.
– Бывало ли, что вы оставались на дороге ночью? Что делать в таких случаях?
– В чём романтика автостопа? Не в том, что можно бесплатно или нахаляву проехаться. Она в том, что ты никогда не знаешь, доедешь ли ты до следующего города, или придётся ночевать где-то между городами, или в кафе, или в пшеничном поле, или рядом с кладбищем, или на крыше дома. Вот это самое интересное – когда я выхожу на дорогу и не знаю, что будет дальше. Поэтому, когда я ездил автостопом, у меня всегда с собой был спальник, коврик, иногда палатка была, иногда не брал её – мне было без разницы, как ночевать. Одна из самых классных ночей у меня была недалеко от Новосибирска, под Ишимом – это был конец сентября, ещё пшеница колосилась. Я просто вышел в поле, примял её и постелил себе. Вокруг – стена пшеницы, это было очень круто. Также я в джунглях Лаоса ночевал – когда ночью останавливался, шёл в джунгли, ставил палатку.
– У обычных людей приходилось останавливаться?
– А я практически всегда так и делаю. Во-первых, в интернете есть специальные ресурсы типа Couchsurfing или Hospitality – специальные сервисы, где местные люди приглашают путешественников к себе остановиться на несколько дней или на несколько ночей, как договорятся. Но бывало и такое, что в Ханое – столице Вьетнама – я ходил и не знал, где ночевать, не нашёл по этим сайтам никого и ходил там по парку, где много молодёжи. Я начал читать стихи на русском языке, и люди говорят: «Здорово, здорово, мы тебе поможем». Вот такие вещи бывают. То есть в принципе можно найти [ночлег] в любом месте.
– Насколько отличаются по деньгам путешествие через турфирму и самостоятельная поездка?
– В турфирму ты приходишь, и тебе говорят конкретную цену. А сам в путешествие ты можешь с любой суммой поехать. То есть будет у тебя 100 тысяч – потратишь 100 тысяч. У меня минимально было – на 8 тысяч рублей в месяц я путешествовал по Азии, и по Европе у меня тоже было такое, даже не один месяц. Справился. Ты можешь путешествовать на любую сумму, я как раз на эту тему провожу семинары.
– А было хоть раз, что денег не хватало?
– Один раз была такая показательная ситуация, я ехал из Бангкока на север Таиланда, и по дороге застопил небольшой джип, в котором ехал австралиец. Он спросил меня: «Ты сильно торопишься?». Я ответил, что нет. Тогда он предложил свозить меня в местный национальный парк, показать свою ферму, познакомить с семьёй и пожить у них пару дней. Думаю, ну здорово, почему бы и да. В итоге мы покатались, посмотрели всё. Когда мне нужно было уезжать, он пожал мне руку, я чувствую – там денюжка есть. Думаю, ну ладно, возьму, там наверное немного. Там оказалось 6 тысяч бат (около 12 тысяч рублей – прим. А. Ф.), а у меня всего на месяц было 5 тысяч бат рассчитано, и из них оставалась всего тысяча. Обалдеть, подумал я, можно ещё месяца два-три путешествовать – эти 6 тысяч бат, ещё мне придут 5 тысяч бат со сдачи моей квартиры в Чите. И тут приезжаю в Чангмай, город на севере Таиланда, там заселяюсь в хостел – ну деньги-то теперь есть – и знакомлюсь с американкой. Мы начинаем общаться, у нас контакт, и она говорит: «Ты мне нравишься, всё здорово, но я вижу ты такой бэкпэкер весь, а я себе спланировала путешествие по северу Таиланда – там надо арендовать байк, жить в гестхаузах, кушать и всё такое, но у тебя скорее всего нет денег». Я залажу в карман, нащупываю эти 6 тысяч и говорю: «А, поехали». И за 6 дней мы все эти деньги спустили. В общем, всё сложилось так, что когда деньги были нужны, они появились, а не было их – я просто путешествовал по своему плану, всё было здорово и хорошо.
– Какой минимум вещей необходим автостопщику?
– Ты не знаешь, где и когда ты будешь ночевать, поэтому нужен спальник и коврик по минимуму, чтобы ты в любом месте мог ночь переждать. Я ездил – у меня ещё горелка была, вот где-нибудь сяду у дороги, приготовлю себе там гречку, рис, овсянку, покушаю, сварю кофе, с печеньками поем. В этом и есть романтика автостопа, это процесс, а не результат.
– Существуют ли правила путешествия автостопом? Чего бы никогда не стали делать в пути?
Ругаться с кем-нибудь, тыкать в кого-нибудь ногой, ножом, палкой. Даже если и случались какие-то конфликты за 6 лет – это легкоразруливаемые ситуации, всегда можно договориться, улыбаясь. Есть единственная опасность – где вы её видите?
– От людей?
– От людей. Они не из злых побуждений это делают, они не хотят мне навредить, они хотят сделать хорошо себе, просто немного совпадает, что мне плохо от того, что им хорошо. Но всегда можно договориться и найти компромисс, что и тебе будет хорошо, и мне. В начале, признаюсь честно, у меня был всегда нож с собой в кармане. Я думал, если что, достану, воткну в ляжку, поверну и побегу. Но 2 недели покатавшись, я понял: «Какой вообще у меня бред в голове?». И бросил эту идею.
– Сколько человек может непрерывно путешествовать?
– Путешествовать больше, чем 2 месяца – это другое понятие о путешествиях, не то, которое вы себе представляете, не путешествуя так. Месяц – это максимум для обычного человека, который работает в своём городе, для которого путешествие – не есть сама цель, не способ реализации, например, как для меня. Месяц – и больше не надо, потому что это такой прилив энергии, идей, мир вообще меняется. Посиди, чуть-чуть отдохни, чтобы обдумать всё это, направить куда-то, осознать, и потом только можно ещё раз путешествовать. Я помню, даже когда я туристом летал, день на 7-8-й – а пакет был на 12 дней – мне казалось, что я там уже столько времени нахожусь. Поэтому обычному человеку это не надо.
– А с чего тогда начинать, если я хочу путешествовать?
– С обычных турфирм, не надо их отрицать, иногда у них бывают очень выгодные предложения. Буквально вчера я находил путёвку в Испанию на двоих по цене 3,6 тысячи рублей – это перелёт, это проживание, это трансфер. Начните с них, полетайте первые разы, не надо прям «всё, я такой жёсткий путешественник, бэкпэкер, не связываюсь с другими людьми». Сначала путешествуйте с турфирмами, привлекайте друзей, компании.
– А вы сами чаще путешествуете один или с кем-то?
– Один.
– Почему?
– Вроде как я выезжаю один, но в пути быть одному практически невозможно – постоянно встречаются новые люди, с другими путешественниками объединяешься. Где-то в хостеле встретишься: у нас один путь, один маршрут – мы такие бац – вместе объединились, попутешествовали. Постоянно с местными общаюсь, в хостелах знакомлюсь, на мероприятиях каких-то.
– Когда вы поняли, что можете делиться своим туристическим опытом с другими людьми?
– На самом деле, я уже не помню, почему я начал это делать и зачем. Просто в какой-то момент случился переизбыток информации, впечатлений. Всё. Не осталось места внутри. А ещё люди подначивали, друзья спрашивали: «Как, куда, зачем, сколько стоит? Где искать билеты? Где бронировать жильё? Как делать визы?» У меня этой информации огромное количество накопилось, и просто в один момент я начал писать-писать-писать. Сначала заметки, потом всё это расширялось и вылилось в первую книгу «Как отправиться в самостоятельное путешествие уже завтра». Это сборник советов, лайфхаков, ресурсов по таким важным вопросам – где бронировать билеты, как делать визы, где зарабатывать деньги.
– Вы зарабатывали деньги в путешествиях?
– Да, было. В Азии подрабатывал моделью и на ферму ездил выкапывать деревья – рабский труд, в жару под 40, после часа работы все руки в мозолях. Но как жизненный опыт это очень круто. А в Европе, например, я на детском футбольном турнире «волонтёрил».
– А вторая книга о чём?
– Друзья, которые читали первую книгу, говорили, что в ней не хватает каких-то жизненных историй. А я их специально убрал, потому что издаю на свои деньги, каждый листочек – это определённая сумма, а с моими тиражами это невыгодно. Поэтому, попутешествовав ещё, я написал вторую книжку – «Книга о счастливых путешествиях, полная удивительных историй». Она наполнена историями, как я заблудился в болгарском лесу, например, как потерял все деньги и банковские карточки в Испании, как ночевал в джунглях Лаоса – такие вот. Я и электронные варианты отсылаю людям по просьбе во «ВКонтакте», Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), и при очень большом желании – бумажный с автографом автора и личными пожеланиями.
– Какова цель всех ваших путешествий?
– У меня есть проект «Хочу в Россию». В какой-то момент в путешествии у меня наступила апатия, и я очень сильно заскучал по дому, год же примерно тут не был. И начал спрашивать у иностранцев, что они знают о России. И ответы – Путин, Ленин, Сталин, «Сэйнт-Петерсбёрг», «Москоу», «вэри колд, е?», «дринк э лот оф алкогол?» – стереотипные такие вещи. Я думаю: «Как об одной шестой суши люди думают такое?» Даже люди, которые очень много путешествуют, знают мало. Думаю: «Надо взяться за это дело». И начал рассказывать людям о России, хотя бы про Байкал, Алтай, кавказские горы, Транссибирскую магистраль, расширять их знания, чтобы когда-нибудь они приехали сюда. И благодаря мне уже один француз приехал – он проехал Москву, Новосибирск, Барнаул, Иваново и улетел; и ещё один турок. А по России, когда я проводил мастер-классы, я рассказывал про Забайкальский край: про нашу самую северную пустыню мира – Чарские пески, про Великий водораздел, про Алханай, про Ламский городок, ледяные пещеры, самое большое зеркало в мире – ну есть чем на самом деле похвастаться. Всего в девяти регионах России я рассказал про Забайкальский край, теперь они знают, что здесь есть что-то интересное, ради чего стоит приехать. И моя жизненная цель – чтобы моё дело пережило моё тело. Такое выражение я для себя придумал.
– Почему вы не привозите сувениры из мест, где побывали?
– Ну вот представьте, я и так с рюкзаком достаточно объёмным, а ещё там камень из каждой страны вывозить или даже магнитик – это увесисто. В принципе, столько эмоций, столько впечатлений оставалось от каждой страны, от каждого города – зачем ещё камешек везти? Для меня даже не страны выделяются в этих путешествиях, одна из самых больших ценностей – это люди, с которыми я начинаю дружить, у меня сейчас есть друзья по всему свету – вот это здорово, вот это я коплю из всех путешествий. И ещё у меня есть фенечки из разных стран. Какие-то я передариваю другим друзьям – например, в Омске мне девушка подарила фенечку на день рождения, потом я путешествовал по Европе, там познакомился с ребятами, и там побывал на дне рождения у одного француза. А он тоже фенечки так немножко носит, и я снял ту, что подарили мне, и подарил ему. И она дальше продолжает путешествовать.
А ещё у меня есть небольшая татуировка, пока небольшая, на ней море с китами и гора. А звёзды – это разные люди из путешествий, с которыми я очень сдружился. Они мне рисовали звезду, я её поддерживал, а когда была возможность, набивал. Тут есть две из России – Воронеж, Нижний Новгород, – Аргентина, Франция, Португалия.